В рамках совместной с МТС серии материалов “Всегда с игрой” продолжаем знакомить вас с мобильным киберспортом. В этот раз героем материала станет белорус Ян YASHA Шабан. За два года он шесть раз становился победителем соревнований и даже выиграл чемпионат мира в дисциплине PUBG MOBILE. В интервью нашему порталу он рассказал о своей карьере и планах на будущее, а также подсказал, какой девайс лучше всего подойдет для игры в мобильный PUBG.

Как ты стал киберспортсменом?

— Я окончил Белорусский государственный университет и думал, чем хочу заниматься в жизни дальше. Продал компьютер, купил планшет и уехал учиться в Варшавский политехнический университет. Там перепутали специальность и разрешили мне семестр ничего не делать. Я этим воспользовался. Мой знакомый подсказал мне PUBG MOBILE и озвучил смешную на тот момент вещь: “За этой игрой будущее”.

Со временем попал в ру-сообщество в Discord, познакомился с ArtOfWar. Начали играть с ним на постоянке. Встретили kitsune. Игра у нас не заладилась, потому что его тиммейт назвал меня не командным игроком. Kitsune его поддержал и ушел, но через какое-то время предложил собрать команду. Вот так и начали играть: я, kitsune, ArtOfWar и первый номер Европы — JonathanOddy. Через какое-то время мы попали на первый Crew Challenge, но выступили не удачно. Потом совместились с командой Extra Quality и начали играть составом: я, kitsune, NaGGi  и Lightning, которого потом заменил BLVCKwhite. Мы выиграли Crew Challenge — внутриигровой турнир, призом на котором были редкие титулы в PUBG и постамент с составом на стартовом острове.

После этого с Серегой ADERR сошлись во мнении, что надо идти своей дорогой, если нас не подписывает никто. Предложил ему написать в несколько команд. Так и сделали. Liquid ответили, что не заинтересованы. А в Team Unique нас пригласили на переговоры. Одновременно с этим был анонсирован турнир Omlet Arcade на $40 тыс. Невероятный для тех времен призовой фонд. Там выступали лучшие команды Америки. От Европы же было всего три коллектива, которые смогли туда попасть в виде исключения. Мы стали единственными, кто прошел дальше групповой стадии.

—  PUBG MOBILE — не самый обычный выбор для киберспортсмена.

—  Так сложились обстоятельства. Мне сам PUBG очень нравится. Играл в него еще до поступления в Варшаву. Но в Польше не было возможности играть в ПК-версию. Каждый раз, когда домой приезжал, шел в компьютерный клуб и зависал там.

—  Чем мобильный киберспорт отличается от компьютерного?

—  Если говорить о PUBG, то в мобильной версии больше контента, в  компьютерной — возможностей изучить стратегию. Например, ты сыграл матч и можешь посмотреть ее запись, разобрать действия каждого участника, “полетать” по карте. В мобильной версии такого нет. С точки зрения киберспорта ПК-PUBG развит лучше, но поддержка сообщества, игроков и разработчиков мобильной версии превосходит в разы.

— На каком телефоне ты играешь?

Apple iPhone 11 Pro Max — это самый удобный девайс для игры в PUBG MOBILE. Вышел 12-ый, но он еще не оптимизирован под игру. Apple iPhone 11 Pro по диагонали меньше и на нем неудобно играть. Диагональ экрана важна, чем она больше, тем меньше устают глаза. Еще могу сказать, что на айфоне более приятный сенсорный экран.

— На какие настройки обращает внимание киберспортсмен? Есть какие-то, без которых категорически нельзя?

— Самое основное — минимальное качество графики. Это связано с тем, что телефон меньше нагревается, исчезают тени, из-за которых можешь не увидеть врага, трава становится более редкой. На хорошей графике она плотная, поэтому снижается видимость. Все ставят плавную графику и экстремальный fps, а также яркость на максимум.

— Что еще тебе нужно для киберспорта?

— Играю через карту захвата. То есть вывожу картинку на экран и играю через наушники, подключенные к компу. Для игроков, которые играют с телефона, подойдут стандартные наушники либо любые мониторные. Обязательно использую защитное стекло, ведь олеофобное покрытие сотрется очень быстро. Потом телефон просто не продать: на экране будет полоска от пальца. Еще советую использовать напальчники, если потеют пальцы. И последнее — это вентилятор. У меня он вешается на телефон, но рекомендую еще и настольный. Он помогает, если потеют руки.

— На соревнованиях играете на своих или турнирных телефонах?

— Если онлайн-турнир, то на своих. Нужно просто скачать программу античит. На LAN-турнирах играем на девайсах спонсоров мероприятия.

— Сложно переключиться со своего “рабочего” гаджета?

— Где-то за месяц до турнира называется модель устройства, на котором нам предстоит играть. В теории организации могут купить своим киберспортсменам конкретно эти девайсы, чтобы команда подготовилась. Это идеальный вариант. Но обычно геймеры приезжают за три дня до старта и пробуют телефоны на месте.

— Мобильные игры становятся все популярнее. Почему мобильный киберспорт еще отстает?

— Разработчики мобильного PUBG могли бы сильно бустануть игру в плане киберспорта, но им это не нужно. Они сейчас зарабатывают на тайтле хорошие деньги. Например, в ПК-версии играешь от 1-го лица, а в мобильной от 3-го. Они наделали крутых скинов, которые люди покупают за деньги, а от 1-го лица-то их не видно. Да и обычному игроку почему-то интереснее смотреть 3-е лицо. Разработчики могли бы собирать статистику, создать площадку как FACEIT, но не хотят этого делать, поэтому отстаем.

Хорошо, что решили для СНГ-региона сделать отдельную лигу. До этого все турниры проходили через квалификацию, а в финале играли восемь матчей. Любая команда с каплей везения могла победить на турнире, потому что в PUBG удача — это половина успеха. Разработчики делают что-то, но очень медленно.

— Что нужно мобильному киберспорту, чтобы догнать по популярности классический?

— Время должно пройти. За мобильным киберспортом будущее. PUBG MOBILE обогнал компьютерный уже во много десятков раз. Ежедневный онлайн — 50-100 миллионов. В ПК-версии пик был миллион, может два. Чтобы мобильный стал на один уровень с классическим, геймеры должны иначе относится. Порог вступления в мобильный киберспорт — 16 лет, в компьютерном — от 20. Эти люди уже понимают свое отношение к игре, в отличие от совсем молодых игроков.

В мобильной версии акцент на стрельбе. Ты едешь на машине, а тебя за 200 метров высаживают. Выживаемость в большом PUBG выше. За счет этого интереснее. Там геймеры много думают. Сколько ни играл, в мобильной версии такого нет.

— А тебе самому что больше нравится?

— Обожаю компьютерную версию. Там команды с рандомными людьми выдают интересные идеи и мыслят, как коллективы тир-3, которые состоят из pro-игроков на зарплатах. Но при этом захожу в мобилку и думаю: “Какая же крутая игра”. Да и багов у нас значительно меньше.

— Стереотип “мобилки” для азиатов — вовсе не стереотип?

— В Китае стримеров мобильных игр смотрят больше чем компьютерных. У нас пока наоборот. Там человек сидит на полу и играет в PUBG, Lol, потом свернулся и идет работать. У них мобильная игровая индустрия очень развита.

— Насколько различается мобильный киберспорт в СНГ и в Китае?

— В прошлом году ситуация была хуже, чем в этом. Но это не потому, что мы плохие. У китайцев больше привилегий, есть долгие турниры. Другой подход в общем.

Наблюдаю в мобильном киберспорте такую тенденцию: люди круто стреляют, нажимают быстро на кнопки, но смысл игры не понимают.  Например, paraboy — лучший игрок мира на протяжении года. В TDM один на один он проиграет всем с СНГ. Но на официалке выиграет $875 тысяч на команду, получит $75 тысяч как лучший игрок. Ребята с СНГ много уделяют личному скиллу, а китайцы совершенствуют знания игры.

Ты выступал на чемпионате мира по PUBG MOBILE и даже выигрывал его. Расскажи об атмосфере на турнире и своих впечатлениях?

— У меня хранится чек с турнира, как воспоминание. А вообще, каждые соревнования — это нереальное количество эмоций. Хоть есть дух соперничества, но все хорошо общаются, фоткаются, дурачатся после матчей. После каждого ивента есть after-party. Все приезжают туда и отрываются на максимум, но главное правило таких движений — не выкладывать видосы оттуда в соцсети. На чемпионате, который мы выиграли, такого движа не было, наверное, потому что он проходил в Саудовской Аравии.

— После победы на чемпионате мира ты расстался с Team Unique. Что произошло?

— После чемпионата мы сыграли на китайском турнире, руководству не понравилось поведение некоторых игроков. Взяли пятого человека на замену, но квалификацию не прошли. Организация нас отписала. Мы предполагали, что так произойдет.

— Как ты и сказал в начале, в Team Unique вы сами написали письмо. Вам поверили и подписали. Ты год провел в этой команде, много достиг. Что чувствовал, когда все закончилось?

— Было грустно, что это конец. Нам ведь говорили тогда, что не нужно делать замен. Мы не послушали, и все закончилось. Помню, как Рома Ли, главный менеджер организации, пригласил нас в Москву. Он поверил на слово, что мы лучшие, ведь тогда информацию никак нельзя было проверить. Мы пришли в организацию на нереальной мотивации. Понимали, что не можем его подвести, и просто начали выигрывать. Ромчик ван лав 🙂

— Достаточно ли команд в СНГ, чтобы игрок мог спокойно найти работу?

— Коллективов много, но все укомплектованы. Раньше было проще пробиться. В принципе на высокий уровень любой ростер можно вывести. Главное, чтобы люди понимали суть игры. В моем стаке сейчас три игрока, которые классно валят. Но они не всегда понимают, что нужно сделать.

— За последний год ты сменил уже несколько команд. Что-то не идет?

— После Team Unique создали New Era. Поиграли, не получилось. Один игрок был головой уже в другом ростере, его нахождение с нами было как одолжение. Сказал об уходе до турнира. Он хотел из хороших побуждений, но не подумал, что эта новость деморализует команду. Коллектив не смог собраться и как результат — распад.

— Когда в матче что-то идет не так, ты очень быстро берешь себя в руки и включаешься в игру. Опыт играет свою роль или ты всегда так хладнокровен?

— Мы играли на первом LAN-турнире в Германии. У нас был капитан, который в матче что-то говорил. Но держать команду у него не получалось. Прекрасно помню, как звонит мама и говорит: “Ян, ваш капитан проиграл этот турнир. Он просто потерян и не знает, как собрать себя”. Это сказал человек, который ничего не понимает в киберспорте. После этого понял, что стану хладнокровным — и команда будет спокойнее себя чувствовать. Бывают моменты, когда ничего не понимаю, но не подам вида. Если чего-то не знаю я — знает мой тиммейт. Если он увидит рядом панику, сам может подхватить ее. Так что ингейм-лидером часто приходилось быть мне.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Yan Shaban (@yashalav4)

— Ты работал в музее наук. Расскажи об этом?

— На последнем курсе учебы на микроэлектронике в БГУИР встречался с девушкой. Хотелось ей что-то дарить, куда-то водить. Устроился в музей наук. В музее стояли экспонаты с разными физическими явлениями. Очень круто было, когда рассказывал и видел в глазах детей интерес. Самому разобраться сложно, но научить вдвойне тяжелее. Эта работа воспитала во мне терпение. Наверно, поэтому меня считают лучшим в плане обучения. Могу научить любого играть в PUBG MOBILE.

— Чем занимаешься в свободное время?

— Умею играть на пианино, но забросил сто лет назад. Я из тех людей, которые бросают дело, если оно получается. Хочу начать играть снова. Но не люблю, когда кто-то слушает. Мне некомфортно. Поиграл бы на синтезаторе. Занимался раньше волейболом, хоккеем. Сейчас хожу в спортзал, иногда играю в теннис.

— Как родные относятся к тому, что ты киберспортсмен?

— Категорически против были, когда вообще начал играть. Мне кабеля вырывали, клавиатуры ломали. Забирали провода на работу, а я находил другие и с ними сидел. Перед приходом родителей охлаждал системник. Они всегда трогали его и проверяли горячий ли. Так и вычисляли меня.

Когда начал играть в World of Warcraft, сестра сделала аккаунт гостевого пользователя, а у таких нет доступа в интернет. Придумал целый план, и его до сих пор никто не раскусил. У гостя специальная аватарка. Я сделал такую же картинку и сохранил. В момент, когда сестра отошла в душ, создал новый аккаунт идентичный гостевому, но с английской “о”. Установил подготовленную картинку и вернулся на ее профиль. Вот на такие жертвы приходилось идти, чтобы поиграть.

— Твоя карьера в самом разгаре. О перспективах после киберспорта не думаешь?

— Мне нравится все, что связано с киберспортом. Не смогу играть в PUBG MOBILE, значит, буду стримером, попробуюсь в другой игре. Сейчас играю в Valorant. Он классный, но там пока не все ясно. Уверен, если чего-то захочу, то добьюсь этого. Нет целей, которых нельзя достичь. Талант можно прошляпить, а вот упорство всегда его превзойдет.

Сейчас отдыхаю. Месяц в мобильном PUBG не был. На днях захожу и понимаю, что ловлю кайф. Сегодня играю в стаке, который сам собрал. В составе: я, Kirill, ProLord, Galchonok. Если позовут в команду, рассмотрю предложения. Если нет, буду так выступать. Может соберу другой стак, если этот не понравится. Будем дальше работать. PUBG MOBILE — игра на опыте, а его у меня больше чем у кого-либо. В 2021 году собираюсь стать лучшим игроком Европы и ради этого пойду на все.