Итак, году текущему осталось всего несколько дней. Крупные турниры (в частности долгожданные LAN-ы) позади, а значит, самое время подытожить последние 12 месяцев киберспортивной жизни. Как же можно охарактеризовать 2021? Что осядет в памяти? “Эпоха СНГ” — как вам?..

Само собой, на ум сразу же приходят успехи коллективов из родного региона в популярных CS:GO и Dota 2. Но, поверьте, выделились не только представители этих дисциплин. Так как же случилось, что именно СНГ громче остальных пошумело в мировом киберспорте? Закономерно ли случившиеся или просто “звезды так сошлись”? Попытаемся это выяснить, а заодно и пробежимся по триумфаторам уходящего года, их становлению и постараемся выявить пресловутый секрет успеха.

Team Spirit (Dota 2)

“Драконы”, безусловно, стали главной сенсацией в 2021. Не часто триумфаторов крупных турниров поздравляют на президентском уровне. Однако уже легендарная пятерка начинала не так радужно.

1 августа 2020 на профессиональной дота-сцене появился стак Yellow Submarine. Ребята неплохо себя показывали в онлайне и, как следствие, закрепились в пуле сильнейших коллективов СНГ. Не поиграв и полугода в статусе свободных агентов, 18 декабря все того же года “желтая субмарина” превратилась в Team Spirit. Кстати, именно тогда оказалось, что Yellow Submarine изначально и был проект “драконов”. Впереди команду ждал первый DPC-сезон, где уже было понятно, что до Virtus.pro и NaVi дотянуться вряд ли удастся. И тем не менее бороться за оставшуюся путевку на мировой ивент вполне себе можно было.

Старт оказался просто провальным. Тут-то на поверхность и всплыли проблемы. Как оказалось, у белоруса Виталия so bad Ошманкевича был затяжной конфликт с тренером команды Айратом Silent Газиевым. Последний из-за этого не присутствовал на пиках всех игр начала сезона. Мало того, не ладила тогдашняя четверка и с Магомедом Collapse Халиловым.

В ситуации вновь с наилучшей стороны проявил себя менеджмент: для того, чтобы избежать эскалации, функционеры приняли решение заменить Ошманкевича и не ждать с моря погоды. Как мы сейчас понимаем, решение было верным.

После перестановок Spirit спокойно добралась до переигровок. И все бы было чудесно, не введи организаторы DPC правило, гласившее: “Замена во время DPC-лиги может быть сделана лишь на 4 матча”. Так против Gambit парням пришлось вновь играть вместе с so bad. Вполне закономерно на мейджор Team Spirit не попала.

Меньше драмы было во втором сезоне. “Спириты” отобрались в групповую стадию мейджора, не без проблем вышли в плей-офф, в первом раунде смогли обыграть Alliance, но разбились о китайских грандов из Vici Gaming. В любом случае, выступление дебютантов оказалось более чем достойным.

Правда очков для прямого инвайта на TI10 не хватило. Квалификация, пот, слезы и столь желанная поездка в… Бухарест (в итоге).

О выступлении на главном турнире года мы уже писали отдельные материалы. Факт останется фактом: андердоги с “историей золушки” забрали “Аегис”.

Парни из Team Spirit — герои, которых мы не заслужили

Но нельзя не отметить важный факт. Рядом с командой вновь был менеджмент. Речь не о очевидных вещах, которые входят в список обязанностей определенных людей. Дело скорее в моральной составляющей. Дмитрий Korb3n Белов и Руслана DKLana Берест буквально “болели” своими ребятами, что прослеживалось в каждом их появлении в медийном поле.

Работа персонала с командой создала игроков, способных не оставлять все свои эмоции в конкретном матче, но удерживать их вплоть до триумфа.

Пример Team Spirit доказал всему киберспортивному миру, что команду можно построить не только на именитых игроках или хай-ммр талантах, а на ребятах, идеально понимающих друг-друга и принимающих любую помощь и поддержку со стороны.

Случайность или закономерность? Определенно закономерность. Закономерный итог работы с новым подходом к формированию качественного коллектива.

CS:GO (NaVi)

В отличии от Dota, успехи в CS строятся несколько иначе. Главного турнира нет. Есть несколько очень и очень важных. А потому, чтобы выстроить собственную эру, одной крупной победы будет недостаточно. Нужна настоящая непоколебимая стабильность. Ровно такая, какую в году уходящем показали NaVi.

Не станем отменять тот факт, что крепкой командой “рожденные побеждать” были еще в 2020. Нельзя сказать, что с ними не считались. Да и за спиной ребят в желто-черной форме имелся достойный результат (взять, к примеру, хотя бы победу в Катовице). Но постоянно чего-то не хватало. Не удавалось выйти и закрепиться на позиции абсолютных фаворитов.

Что-то необходимо было менять — и взор пал на “старичка” Егора flamie Васильева. Ветерана команды посадили на замену. Здесь же в игру вступила заготовка, которую NaVi томили уже достаточно — академия. Прямиком оттуда в основной состав переехал 18-летний Валерий b1t Ваховский, который зарекомендовал себя как крайне качественный стрелок.

Что же из этого вышло? Уверен, вы и так прекрасно знаете. 10 побед на крупных турнирах за 2021 год. Первый в истории организации триумф на мейджоре (PGL Major Stockholm 2021). Intel Grand Slam за четыре “мастерса”. Столько, сколько заработали NaVi в CS за этот сезон, не сумел заработать даже легендарный состав Astralis.

Желто-черная машина, которую не остановить. В чем феномен NaVi?

Сами игроки буквально расцвели: Кирилл Boombl4 Михайлов наконец в полной мере проявил свои лидерские качества, Александр s1mple Костылев вернул себе звание лучшего в мире, ну, а тот, с чьего прихода началась эра — b1t, доказал комьюнити свою пригодность к большой игре.

Хвалить “рожденных побеждать” можно долго, но мы ведь ищем причины успеха. Точечная замена, запустившая череду невероятных изменений. Вновь отдаем должное грамотной работе менеджерского корпуса. Однако не только за небольшой решафл в ростере. Пример NaVi доказал дальновидность самой идеи академий.

Случайность или закономерность? Ответ вновь очевиден. Чистейшая закономерность, благодаря удачному менеджерскому решению.

Valorant (Gambit)

Так уж повелось, что новые игры в СНГ входят довольно непросто и не сразу. В числе таковых и Valorant. В наших широтах он находится примерно на том же месте, что и LoL: немалое количество фанатов, но, в целом, регион привык к другим играм. И тем не менее, СНГ-просторы богаты ребятами, выросшими на CS, которые бросились активно осваивать новую дисциплину.

И героями 2021-го у нас стали парни из Gambit. Большие надежды этот коллектив подавал еще годом ранее. Но история вышла похожей на NaVi в CS:GO: вечно чего-то не хватало. Решение было принято аналогичное. Менеджмент посоветовался с игроками и заменил Данила Sunset Соловьева на Игоря Redgar Власова. Как итог — апгрейд удался.

Триумф на региональном Challengers, вытекающий из него выход на мастерс в Берлин, а затем и победа на нем. Gambit была чуть ли не ультимативной силой… Пока ребята не напоролись на Acend. Сначала европейский тег огорчил представителей нашего региона на Red Bull Home Ground, а затем не позволил команде Игоря Redgar Власова поднять над головой заветный трофей чемпионата мира, переиграв российский состав в гранд-финале 3:2. Обидно, но даже этот факт не умаляет уровня, на который поставили себя Gambit. Сейчас они являются тем клубом, на который не хочет попасть ни одна команда, играющая любой турнир.

Случайность или закономерность? Результаты пришли как раз после важной замены в составе, а это показатель как раз закономерности.

Warcraft 3 (Happy)

Золотые годы этой дисциплины давно позади. Но в 2021-м в ее гроб забили очень и очень важный гвоздь: DreamHack заявила, что DreamHack Warcraft 3 Open станет последним крупным офлайн-ивентом под покровительством организации. На секундочку, именно DH был одним из немногих турнирных операторов, поддерживающих жизнь в “военном ремесле”. Потому победа на вышеупомянутом турнире тянула на статус своего рода абсолютного чемпиона.

Что ж, Дмитрий Happy Костин уже много лет находится на олимпе соревновательного Warcraft. Его успехи на онлайн-чемпионатах давно считаются трехзначными числами. Дмитрий уже давно доказал, что в своей дисциплине является не просто лучшим, а, своего рода, небожителем. Победа на последнем DreamHack Open должна была стать жирной точкой в карьере.

Он эту точку поставил. Причем как… “Император” не отдал соперникам ни одной карты за весь ивент. И это притом, что в Стокгольме собрались лучшие действующие игроки со всего земного шара.

Многие критикуют Костина за однообразность в игре: он предпочитает разыгрывать “дефолты” и не балуется необычными стратегиями, чтобы удивлять. Но все дело в том, что Happy удивлять никого уже и не нужно. Причем как в онлайне, так и на LAN-соревнованиях.

Конечно, дисциплина, в которой все решает сам кибератлет в рамках оценки слегка отличается от командных видов, но, все же, задам этот вопрос в последний раз: случайность или закономерность? Глупо было бы думать, что в доминации такого игрока замешана череда случайностей. Безоговорочная закономерность.

Итог

Год для представителей СНГ киберспорта удался как в популярных дисциплинах, так и в менее значимых для региона. Результат оказался закономерен. И во многом эта логика опирается на решения менеджмента организаций. Похоже, что именно к 2021-у функционеры в наших широтах поняли, что не все держится на громких именах или мимолетных успехах каких-то стаков. В киберспорт, который все еще привыкли считать в некоторой степени хаотичным, пришла системность. И во многом благодаря именно ей мы сейчас можем гордо итожить: 2021 год — прошел под знаменами СНГ в киберспорте.