Тауфик Tafa Хидри комментирует Counter-Strike уже больше 15 лет. Он знаком с организацией турниров, сам успел поиграть. Tafa связал свою жизнь с киберспортом, когда на просторах СНГ у многих не было компьютеров. Мы поговорили с ним о CS прошлого, настоящего и немного будущего.

— Ты комментируешь с 2005 года. Как вышло, что связал жизнь с Counter-Strike?

— Когда вышли первые версии CS, все начали играть. Такого киберспортивного движения как сейчас не было, поэтому сами игроки организовывали городские турниры в компьютерных клубах. С движения в подвалах все и зародилось. The World Cyber Games, которые в 2001 году объявила компания Samsung, стали важным событием в истории киберспорта. Многие посмотрели видео оттуда – и стало понятно, что это – классная штука. Игроки захотели быть профессионалами и начали активно тренироваться, в том числе и моя команда. Я успел поиграть в квалификациях чемпионатов и на финалах национальных турниров. Был и в Донецке на ивентах, где, к слову, и началась история StarLadder и многих ребят в киберспорте.

Параллельно мы начали сами организовывать соревнования. Где-то в 2004-2005 пришлось выбирать между карьерой игрока и менеджерской работой. И так получилось, что некому было комментировать. Пришлось самому этим заняться. Никогда бы не подумал, что это станет профессией. Лет до 18-19 я был человеком, из которого нельзя было слова вытянуть. Такой абсолютный молчун-геймер, который сидит и тихо играет на компьютере.

— Помнишь первый комментаторский опыт? 

Нам удалось организовать трехчасовые  прямые эфиры на местном телевидении в Донецке. Это было какой-то пародией музыкальной программы MTV только с киберспортивной тематикой. В один из прямых эфиров меня просто пинком под зад вытолкнули под камеру. Это и стало началом моей деятельности.

— Как за 15 лет изменилась профессия киберспортивного комментатора?

— Сегодня кастер – это не человек-оркестр, который все делает сам. Сейчас мы просто рассказываем о картинке, которую нам показывают. Таких ребят, как я, это немного напрягает. На старте карьеры пришлось года два-три привыкать к сокращению обязанностей и перестраиваться на несколько другой формат работы. Конечно, это где-то легче. С другой стороны, зрителей стало больше, уровень кастеров растет, но и за каждый свой косяк получаешь жестко. Хотя у нас все же дружное комьюнити.

Leniniw как-то говорил, что с тобой комфортно работать: интеллигентно поправляешь в эфире, даешь пространство сокастеру. Это пришло с опытом?

Наверное, зависит от характера. Я не конфликтный человек. Если напарник хочет больше комментировать, против не буду. И опыт где-то сказывается. Лучше равномерно распределить силу на дистанции, особенно когда впереди еще целый день матчей. Не люблю рофлить или издеваться над людьми в эфире. Надо быть в хороших отношениях со всеми.

Ты всегда придерживался темы позитивного комментирования?

— Да. Если команда даже проигрывает, посмеяться можно, но все равно поддерживаю ребят, особенно молодых. Они же стараются. Иногда,  конечно, на трансляциях бывают забавные ситуации. Например, во время матча к mds в комнату зашла мама и начала заправлять постель. Это типичный онлайн-год.

— Эмоции на матчах – это всегда искреннее или просто хорошая актерская игра?

Это все искренне. Когда сам играл хоть какие-то турниры, ситуацию гораздо проще понять. Борьба между командами и игроками, битвы стратегий, тактик и личного скилла — все это завораживает. Я не такой эмоциональный в работе, как хотелось бы, за счет того, что частенько заранее понимаю исход раундов и немного успокаиваюсь. В топ хайлайтах я такой: “ну раздал”, “ну да ладно”, “-5, красавчик”.

— Ты работал не только на матчах по CS. Что еще комментируешь?

Были “танки”, PC и мобильная версии PUBG, Point blank, bloodline champions, футбольные симуляторы, файтинги — очень много игр. Но шутеры мне больше нравятся, когда я на работе. Например, WOT я комментировал по просьбе Starladder. Это сильно помогло нашему CS и Dotа 2 отделу в свое время. “Кастером” на танках был на протяжении пяти сезонов. С удовольствием переключаюсь на что-то новое, потому что тяжеловато комментировать одно и то же годами. Переходы на дополнительные дисциплины освежают.

— Многие совмещают работу кастером и стриминг.

— Я еще не стримлю. Когда начну, будет повод поговорить еще. Считаю, что если начал делать трансляции, то это должно быть стабильно, четко, регулярно, как работа. Но очень трудно все приспособить к нашему плавающему графику работы. Видимо, я ленюсь 🙂

— Как вообще киберспорт поменялся за срок твоей работы?

Сейчас он немного напоминает шоу-бизнес. Не знаю, куда завернем, но, надеюсь, что от спортивной части отходить не будем. В данный момент во многих дисциплинах нужно потратить около года, чтобы попасть в “высшую лигу”, даже если ты лучший игрок в мире. Поэтому очень хочу, чтобы практика открытых квалификаций оставалась во всех играх. Если игроки лучшие, то и выступать они должны на лучших турнирах.

Каким был Counter-Strike тогда? В чем разница с нынешним?

Аудитория, призовые фонды, чемпионаты, контракты – сейчас все профессионально. Сегодня очень много турниров. За неделю можно посмотреть четыре встречи первого номера со вторым. Это немного перебор. Хотелось бы чуть больше пауз, чтобы мы не перенасыщались топовыми чемпионатами.

В 2019-м их тоже было много, но там все компенсировали LANы. А в 2020-м соревнования слились в один бесконечный чемпионат длиной в год. Я бы даже сказал, что люди немного устали от топ-CS. Игрокам тоже очень сложно с таким графиком, еще и постоянно в четырех стенах.  Считаю, что команда больше 150 официальных матчей в год не должна играть. Сегодня у некоторых под 300-400 поединков.

— Как еще пандемия на Counter-Strike повлияла?

— На комментаторскую работу никак. Игрокам приходится выступать все время онлайн. А вот ряд организаций она подкосила. Например, в начале прошлого года mousesports была одной из лучших команд. Сейчас она чуть ли не рассыпается на части. Такие проблемы есть у многих коллективов. Надеюсь, что после этого трансферного окна все станет более стабильным. Прошлый год показал, что нужны запасные игроки. За 2021-й команды добавят шестых-седьмых участников состава. В целом CS с каждым годом становится умнее, что очень радует.

— Чего, на твой взгляд, не хватает контре?

У нас давно не было чемпионата для национальных сборных, где в матче будут играть максимум три игрока из одной команды. Ивентов такого формата очень сильно не хватает, как и большого женского турнира. И еще: призовые на Мейджерах должны быть в несколько раз выше.

— В женских турнирах есть необходимость?

— Много девочек играет. За ними интересно смотреть. Но раньше крутых ивентов для девушек было больше, а сейчас их очень мало. Сделали бы женские лиги, сразу бы нашлось много игроков. Короче, такие турниры нужны. Но все же в киберспорте нет запретов, и девушки могут играть в команде вместе с парнями.

— В 2020-м LAN-турниров практически не было. Как это отразилось на комментаторстве, контреи твоей жизни в целом?

У меня ничего не изменилось. А вот на игроков отсутствие LAN-турниров повлияло. Когда финал на стадионе, эмоции даже через картинку чувствуются. Все стараются, играют на максималках, выкладываются на 1000%. Зрители подогревают – и ребята начинают играть еще сильнее. Всего этого не хватало в ушедшем году. Было очень непросто турнирным операторам, которые запланировали кучу соревнований. Но думаю, все справились и научились даже чему-то новому. В частности, работе по интернету. Многие вынесли пользу для себя из 2020-го. Но, надеюсь, что этот опыт не повлияет на традицию проводить LANы.

Но получение опыта, вероятно, не обошлось без проблем.

В игре по интернету может произойти все, что угодно. Внезапно пропадет электричество, интернет. Тебя могут начать дедосить. Это ужасно. Еще начинаются скандалы с передачей информации, когда хакеры воруют личные данные. Букмекерские скандалы возникают. От этого начинает тошнить, так что хочется оффлайн-игр.   

— В твоей жизни было очень много LAN-турниров. Какой запомнился больше всего?

Их несколько. Отмечу, первый выездной LAN в Днепропетровск, берлинский Мейджер, который мы проводили и организовывали. Шли к этому турниру с 2001 года. Это было нашей целью выйти на мировой уровень. А так каждый турнир – это какая-то своя история. Чемпионат по PUBG MOBILE комментировали в Шанхае, хотя сами соревнования были в Дубае. Было сложно из-за резкой смены часового пояса и, в общем, немного странно.

Тот самый турнир в Шанхае

— Какие у тебя были перлы в работе?

Я постоянно что-то исполняю. Типа “ямыч в буме”. Но во время 1.6 был случай, когда умудрился один раунд прокомментировать семь раз по-разному. Он просто зациклился, а наша студия находилась где-то в уголке. Происходящее на сцене было не видно. Я каждый раунд комментировал от разного игрока и еще думал: “Как они классно давят точку “В” идентичным раундом”. Правда, на пятом начал подозревать что-то не то. Вот такая была лютая рофляночка.

— Что скажешь о белорусской контре?  

Nemiga хорошая организация. Ребята все перспективные. Если не поймают ЧСВ, все будет хорошо. Посмотрим, смогут ли они попасть в топ-10. Это был бы очень достойный результат. Вообще у игроков этой организации хороший тыл и есть все шансы, что молодежь будет развиваться в правильном направлении. Думаю, кто попадет в Nemiga, получит опыт и базу, чтобы стать лучшим в мире. Глобальных отличий от Украины и России нет. Все выровнялось. Благодаря интернету появилось одно большое комьюнити.

lollipop21k о результатах Nemiga, своей карьере и предстоящей свадьбе

— Кто твои фавориты в мире CS?

Две замечательные команды: Astralis и Natus Vincere. За ними очень интересно наблюдать. И речь, в целом, о команде, а не о конкретном составе. В их игре много интересных фишек. Team Vitality в прошлом году очень хорошо показала себя.

— Насколько тяжело не топить за них во время работы?

А нужно ли не болеть? У нас же не международная английская трансляция. Во всех эфирах комментаторы переживают за свои национальные команды. Так было и так, наверное, будет.

— Какие эмоции у тебя были на финале BLAST Premier: Global Final 2020?

Очень рад за NaVi, интересный и драматичный сюжет получился. Классический слив в первом матче, потом победа за победой в нижней сетке, реванш за поражение и развал главных соперников в один день. Как показал финальный день, “рожденные побеждать” в очень хорошей форме. После такой “разминки” с Vitality их уже невозможно было остановить в бо3. У Astralis не было шансов.  Поздравляю всех 🙂

— Подведи итоги 2020-го года для CS.

Хотелось бы отметить Gambit. Они потихоньку поднимаются и становятся лучше. У Virtus.Pro был очень тяжелый год, но они выбрались из кризиса и начали играть. Надеюсь, 2021-й будет для них лучше. Для Nemiga 2020-й пошел на пользу. Сейчас они находятся на подъеме. Ребята в этом году уже могут пробовать биться за топ-15. Это им по силам, если начнут сильнее и мощнее тренироваться. На Vulkan Fight Series они проиграли в полуфинале. Пока им сложно. Нужна пара побед над топ-командами – тогда они начнут понимать, что получается. Для Nemiga проще играть с более сильными, но стабильными командами. С Navi Junior попробуй сыграть: талантливые молодые игроки, которые в процессе обучения. Тут не знаешь, чего от них ждать. Nemiga – красавчики, но надо добавлять. Этот год для команды очень важен: они либо останутся вместе и поднимутся выше, либо начнут делать замены в составе. Это решающие время для команды.

Небольшой блиц по итогам 2020-го года от Tafa:

  1. Лучшая команда: Astralis
  2. Разочарование года: mousesports
  3. Лучший игрок: Александр s1mple Костылев, Матье ZywOo Эрбо
  4. AWP года: В таком порядке — Александр s1mple Костылев, Матье ZywOo Эрбо, Дмитрий SH1R0 Соколов
  5. Лучший турнир: IEM Katowice 2020
  6. Дебют года: Набиль Nivera Бенрлитом
  7. Прорыв года: Gambit Esports в СНГ, Heroic в мире
  8. Главное событие в CS: Появление запасных игроков в командах