“Времена меняются”, — говорил один умудренный опытом вождь Орды. Действительно, перемены наступают во всех сферах жизни: от быта и ежедневной рутины, до киберспорта, игр и… Ставок. Еще недавно компания Parimatch объявила об уходе с белорусского рынка, а уже сейчас на ее месте образовался новый беттинговый игрок — Betera. Для того чтобы разобраться, как работает “опытный новичок” сферы, что ждет любителей ставок на киберспорт и какую долю составляет компьютерный спорт в “большом пироге” букмекера, мы пообщались с Esports Manager Betera Артуром Величко.

Betera вместо Parimatch. Игроки не заметят разницы?

Все сервисы для игроков, в числе которых ставки на спорт, а также онлайн-казино, депозиты и выводы средств доступны, как и ранее, в полном объеме.

Приход Betera вызвал немалый ажиотаж среди любителей беттинга в Беларуси. Сказалось ли это на количестве ставок?

Мы старались, чтобы ажиотаж был. Запуск нового бренда в положительном смысле повлиял на наших игроков, а еще на тех, кто только хотел этим самым игроком стать. Тем более мы приготовили много бонусов и офферов.

Какую долю в Betera занимает киберспортивное направление?

Бренд новый, мы всесторонне развиваемся, и киберспорт, конечно же, исключением не станет. В планах на ближайшее время ощутимое количество проектов.  Если мы говорим об объемах ставок, то сейчас киберспорт занимает четвертое место, немного уступая в 2022 году хоккею. Первое место, по понятным причинам, за футболом.

В целом, какая тенденция сейчас в киберспортивном сегменте компании?

Киберспортивное направление планирует только расти: активизируется Promo&BTL отдел по этому направлению, а значит, что нас ждут оффлайн-ивенты с трансляциями крупных турниров, как мы уже делали с TI10. Много внутренних проектов для наших клиентов, где мы будем внедрять прогнозы от экспертов, онбординг игроков в киберспорт из других видов, также планируется работа со стримерами. 

Сейчас Betera является партнером немалого количества организаций, продвигающих киберспорт в Беларуси. Планируются ли у компании новые сотрудничества в обозримом будущем?

Проекты точно будут. Все зависит от того, насколько эти проекты будут взаимовыгодны двум сторонам. Порой люди приходят и просят помощи. Думая, что раз обратились к компании, которая имеет какой-то вес в киберспорте и нацелена на развитие, то им тут обязательно помогут. Но часто эти люди не ставят себя на наше место. Они не думают, нужно ли нам сотрудничество с партнерами, какую выгоду от этого получит компания. Поэтому, хотелось бы, чтобы потенциальные партнеры приходили с конкретно сформированными предложениями и пониманием, может ли их идея быть полезна обеим сторонам. Само собой, в процессе обсуждения какие-то аспекты сотрудничества могут меняться, причем это работает как по отношению к нам, так и к тем, кто хочет стать партнером Betera.

 

Что популярнее у белорусских игроков? Dota или CS:GO? Каков процент ставок здесь? 

Сразу скажу, что Dota и CS:GO — это и есть самые популярные дисциплины в киберспортивном направлении в Беларуси. У игроков в Восточной Европе, в целом, эти игры вызывают самый высокий интерес. В нашей стране CS:GO интересуются немного больше. Эта дисциплина для людей понятнее и порог вхождения куда ниже. Dota 2 посложнее: много героев, много способностей, хоть и цели довольно понятны. 

Третья по показателям, обычно,  League of Legends. Несмотря на то, что это самая популярная игра в мире, большая часть ее фанатов приходится на Азию. На самом деле, даже LoL не подбирается близко по показателям к Dota и CS:GO, но стабильно занимает третье место. В пятерку дисциплин также входят Valorant и PUBG.

У нас есть ставки на StarCraft 2, появлялись линии на Overwatch, Hearthstone. Надеюсь, в дальнейшем появятся ставки на Hearthstone Battlegrounds, ведь Blizzard запустили турнир Lobby Legends для топ-16 игроков из каждого региона.

Небольшой процент приходится и на мобильные игры: Call of Duty Mobile, PUBG Mobile, Mobile Legends.

На киберспортивном рынке Беларуси все друг друга знают. Усложняет ли такой тесный контакт работу? Или наоборот?

Думаю, все же такое положение дел работу облегчает. Например, я давно знаю Пашу Волкова (прим.: организатор Fight Club, создатель канала “Дворовый киберспорт”). Именно благодаря ему я познакомился с Сашей Молочниковым из Pavaga Gaming, с которыми мы начали сотрудничать.

В целом, хорошо, что у нас такой тесный киберспортивный круг общения, но главное, чтобы он не был закрытым. Нам буквально силой нужно подтягивать новичков и делать так, чтобы “старички” общались с ними на равных, помогали и направляли. Мне кажется, важно, чтобы небольшое комьюнити было пропитано взаимной поддержкой.

Появление в линии Betera белорусских турниров. Сейчас это фантастика?

Я помню, что один белорусский турнир однажды уже появлялся в линии — Dota 2 National, аналог The International в наших реалиях, который проводила Pavaga Gaming. С остальными пока туго…

Какие критерии для появления ставок на туринир? В первую очередь, трейдеры должны сформировать линию, то есть они должны быть уверены в рейтингах команд-участниц. Естественно, когда на турниры приезжают миксы, никаких рейтингов на них не могут выставить. Еще на соревнованиях должны быть квалифицированные судьи, которые будут стоять за спинами игроков, контролировать ход соревнований.  Если на ивентах не будут соблюдаться хотя бы эти моменты, то попасть в линию букмекера им вряд ли светит.

У вашей компании есть амбассадоры, известные в спортивном мире. Возможно ли появление представителя из мира киберспорта? Кто бы подошел на эту роль?

Это лично моя больная тема. Очень хотелось бы, чтобы на киберспортивном поприще нас представлял какой-то амбассадор, рассказывал, что такое Betera и какие у компании принципы.

Претенденты были. Это медийные белорусские ребята, но они заиграны за команды с партнерами из мира беттинга. В таких случаях параллельные соглашения невозможны.

Белорусов сейчас для этих целей найти очень непросто. Если человек недостаточно популярен, то с ним необходимо провести много работы, попросту “раскрутить”, научить контактировать с аудиторией.

Надеюсь, скоро появятся свободные игроки, которые будут готовы развивать свою медийку, увеличивать узнаваемость Betera и, конечно, участвовать в наших проектах.

Знаю, что у пользователей популярны линии со специфическими событиями (покупка определенного оружия в CS:GO, тотал разбитых  Aegis в Dota 2). Не задумывались ли вы о введении возможности ставить на такие необычные закидоны киберспортсменов?

Возможно добавить любое событие в линию. Но специалисты трейдинга должны оценить все вероятности и риски, а это очень трудоемкий процесс. Если говорить про ставки на “необычные события”, то это может быть привлекательно с точки зрения маркетинговой коммуникации, но неэффективно, так как ставок на них очень мало.

Думаю, многие в курсе о ситуации с NaVi и M249 (прим.: перед стартом IEM Katowice комментатор CMARTy опубликовал в своем Twitter скриншот ставки на покупку М249 с коэффициентом 501. В матче против FURIA игрок NaVi Илья Perfecto Залуцкий приобрел заветный девайс и тут же выбросил его, тем самым активировав ставку). Она достаточно сильно нашумела. В частности, из-за того, что спонсор команды — букмекерская компания, и многие считали, что NaVi специально это сделали. Такой случай сработал как неплохой пиар, о компании говорили не меньше месяца точно.

Я воспринимаю этот инцидент только как рекламный ход, нежели интересный беттинговый кейс. Вряд ли на такой линии хороший процент ставок, потому что события вроде разбитого Aegis — это редкость. Люди ставят на такие вещи в надежде на удачу, так что вряд ли подобная линия реально нужна.

Поговорим о тебе. Расскажи, как давно ты в киберспортивном беттинге?

Если говорить конкретно о начале работы — с сентября 2021 года я пришел в компанию. Раньше в беттинге вообще не работал. Единственное мое какое-никакое соприкосновение с букмекерами в профессиональной сфере — это должность менеджера у команды по CS:GO, спонсором которой была беттинговая компания.

Когда-то я много ставил на киберспорт, потому что крутился в этой тусовке и знал многих игроков. Да и в целом, когда смотрел большие турниры, любил поставить, чтобы интерес как-то повысить.

К каким проектам успел приложить руку?

Один из самых интересных — трансляция The International. Были задействованы площадки Silver Screen в торговых центрах Dana Mall и TRINITI (Гродно), а также Meta Arena. Реализовали немало активностей, косплеи, показывали квиз в кинотеатрах, который я сам разработал. Кстати, именно тогда, вспоминая узкий круг общения в белорусском киберспорте, я познакомился с менеджером по развитию бизнеса Team Spirit. В то время наша компания была их титульным спонсором.

Конкретно это событие, пожалуй, мне запомнилось больше всего, потому что оно оказалось очень энергозатратным и трудным. Понадобился выходной после выходного.

А как произошло твое знакомство с киберспортом?

Не скажу, что играл всегда, но в турнирах принимал участие с детства. Это были соревнования по Couner-Strike. Начинал с CS 1.6, потом перешел в Source-версию, дальше ездил на турики по Global Offensive. Немного участвовал в LAN-ивентах по Dota, но это были локальные мероприятия, которые проходили в моем родном городе — Гродно. 

В 2014 году прошел отбор в студию комментаторов StarLadder. Меня многому научили, допустили до освещения сначала аматорской лиги. Спустя время я дошел до комментирования финала Pro-дивизиона. Карьера моя в этом направлении продлилась около двух-трех лет. Успел поработать от каждой студии, которые тогда существовали: и RuHub, и StarLadder, и Game Show… В принципе, я зацепил все олдовые студии.

Потом стал менеджером команды, за которую выступали Starix, DavCost, tonyblack, propleh и TRAVIS. На той же должности работал в Cyber Legacy, притащил туда Дениса seized Костина. За три месяца существования команды мы смогли дойти от открытых квалификаций до минора. Следующей ступенью стала должность менеджера Fortnite (организация сменила вектор именно на эту дисциплину). Там я проработал до сентября 2021 года.

То есть успел потрудиться на разных должностях, поэтому знаю “внутрянку” киберспорта. Это сейчас мне очень помогает.

А за какими дисциплинами следишь? 

До недавнего времени следил буквально за всем. Понятное дело, что основными были Dota и CS, но обращал внимание на абсолютно любые стримы разных дисциплин: OverWatch, Heathstone, Apex, PUBG, Valorant… Разве что не настолько углублялся в мобильные игры. Ну и, конечно же, Fortnite, потому что работал с ним.

Меньше меня задела League of Legends, но наблюдал за этой игрой, когда восточноевропейская команда Unicorns of Love прошла в финальную часть Worlds. Это было очень интересно. Вообще, следить за LoL стоит хотя бы ради церемонии открытия Worlds, всем советую!

Можешь себе представить ситуацию, при которой киберспорт на Betera станет популярнее классического спорта?

Если брать весь классический спорт, то, конечно, представить подобное тяжело. Всегда есть футбол, который остается самой популярной игрой в мире. Ему много лет, в отличие от киберспорта. Но если мы говорим об отдельных видах спорта, то в нашем регионе киберспорт обогнал многие из них.

Пока разговора о том, что компьютерный спорт обгонит весь классический, точно нет. Но всячески стараемся популяризировать это направление и объяснять людям, что тут есть на что поставить и киберспорт — это интересно.

Чему стоит поучиться киберспорту у спорта обычного, а спорту у его компьютерного собрата?

Киберспорту сейчас нужна популяризация. Если сейчас спросить у любого прохожего о базовых правилах футбола, то он с легкостью расскажет, что там 22 человека гоняют мяч и их задача забить гол. С киберспортом все гораздо сложнее. Нам надо сделать его куда более узнаваемым, чтобы люди не думали, что это обычные игрушки для ноулайферов. Народ не знает, что в этой сфере все настолько же серьезно, как и в привычном для всех спорте. 

В обратную сторону — хотелось бы, чтобы классический спорт перенял медийную составляющую от компьютерного собрата. Тут разговор не только о ведении социальных сетей. Сейчас можно взглянуть в live-режиме тренировки многих киберспортсменов, чего нет в том же футболе. В гейминге есть комьюнити касты, которые очень давно работают. Спорт же с этим столкнулся лишь недавно, когда люди не имели прав на трансляцию Евро и запускали стримы, где просто сидели и комментировали игру без картинки. Да, большие мировые команды гораздо ближе подобрались к качественной медийке, о которой я говорю, но в нашем регионе киберспорт прошарен в этом плане больше, в отличие от традиционных видов.

Как оценишь состояние белорусского киберспорта? Чего не хватает для развития? Заинтересована ли Betera способствовать этому развитию и как?

Мне нравится. Особенно если смотреть относительно того, что было два года назад. Я вижу развитие. У нас появилась Белорусская ассоциация компьютерного спорта, которая собирает заинтересованных людей под своей эгидой. Они проводят крутые турниры. Например, Fight Club. Белорусская Федерация Киберспорта также делает немало. Каждый вносит свою частичку в это общее дело, что и дает сфере развитие.

Не буду говорить, что хотелось бы больше, ведь могло бы быть и меньше. Мы идем своим путем. Да, можем проигрывать по темпу соседним странам, но развитие есть и оно заметно. И Betera готова также посодействовать этому. Нашей компании интересно киберспортивное направление, во все крутые проекты будем вписываться и поддерживать их. Более того, какие-то события также создавать сами.

Небольшой инсайд: 14 августа мы будем проводить трансляцию гранд-финала мейджора в Арлингтоне. По плану должно получиться очень круто. Больше ничего не скажу, приходите смотреть сами!