Любите ли вы LAN-ы так, как люблю их я?.. Надеюсь. Ведь дальше вас ждет история о том, как ваш покорный слуга посетил первый в этом году офлайн-турнир: финал BEL’22 Stage #1 по CS:GO. Как оно было? Вот сейчас и узнаете.

Начну, пожалуй, с того, что лично для себя давно решил: локальные LAN-турниры — это, в первую очередь, атмосфера. Ведь именно на таких сходках ощущается наибольшая близость к непосредственным участникам, появляется какая-то личная причастность. Для контраста вспомню 2016 год. Starladder в Минске был крутым, с этим трудно поспорить, но в толпах людей и огроменной арене ты словно ощущал себя далеким от тех ребят на сцене (даже в буквальном смысле). Очевидно, антураж есть, но не тот.

Ближе к делу. Вот прекрасная МЕТА арена, вот та темная лестница, музыка из игр на фоне, но… Не слышно ни единого крика со стороны заветного ивента. Попав внутрь, сперва даже немного удивился. Людей было достаточно, чтобы занять все места для посадки, но недостаточно, чтобы сказать: “Ого, много”. И ладно бы это. Люди в основном молчали.

Если вы были когда-нибудь на отборочных WCG, допустим, в конце нулевых, то поймете словосочетание “геймерский гул”. Крики тогда стояли безостановочные. Любое движение игрока сопровождалось возгласами зрителей.

Фото: Белорусская Федерация Киберспорта

 

Не поймите меня неправильно, это не “страшный смертный ужас”. Просто довольно непривычно. И все же нашелся один парнишка, который голосил как не в себя. По его боевому кличу довольно быстро стало понятно, что “топит” он тут за ребят из POKAMOLODOY, которые как раз забирали вторую карту своего полуфинала. Парень оставлял впечатление завсегдатая подобных мероприятий, а значит, наверняка мог объяснить, почему тут не так громко, как бывало раньше.

Сравнительно недавно МЕТА арена открылась, да и зрители перетекли в онлайн из-за коронавируса. Фактически ограничений никаких нет, но многие приходить просто не хотят — переживают, что заболеют.

Атмосфера все равно крутая. Жаль только, что таких громких болельщиков, как я, немного. Очень радуют активности между картами и между сериями. Розыгрыши, конкурсы прогнозов, турнир 1х1. Это не дает заскучать”, — заключил “орущий громче всех” Андрей.

Активности — звучит очень даже прикольно. И действительно развлечений, помимо CS, реально хватало. Подмывало желание записаться на тот самый турнир 1х1, но вовремя вспомнил, что в “контре” после появления актуальной версии игры у меня дай бог часов 120. Потому было принято решение не позориться и понаблюдать за мастерами в деле.

Фото: Белорусская Федерация Киберспорта

 

Пока откисал за спинами соревнующихся не на жизнь, а на мерч, услышал, что ведущий начал задавать вопросы. Ответил верно — баночка спонсорского энергетика. Конечно, сами загадки были не очень сложными, но они неплохо занимали в перерывах, а также давали возможность проверить знания тем, кто не так близок к CS (некоторые просто пришли с друзьями или со своими вторыми половинками). Приятно порадовал еще и конкурс плакатов. Мало того, что за победу в нем тоже был положен мерч, так еще и можно потыкать своими искусствами прямиком в камеру? Ну, а предикты — они и в Африке предикты. Тотализатор для тех, кто довольно близко знаком с выступлениями команд-финалистов.

Кстати, о командах. Не отставая от тенденций мирового киберспорта, отечественный также молодеет. Во всяком случае на турнире подавляющее большинство участников — очень юные ребята. Не удивлюсь, если средний возраст участников оказался где-то на планке 18 лет. Но выделялся один игрок, который (это мое предположение) готов был подпортить. Самый опытный, самый возрастной. Он там был как папа, приведший детей “пошпилить пару часиков” — Алексей dstr Баранов.

На фоне молодых нормально себя чувствую, не теряюсь, стараюсь. Да и трудно терять форму, будучи тренером в forZe.

Вот мы с ребятами собрали микс, но играем на победу. Тут все, в принципе, играют миксами. Увы, несмотря на новую систему проведения с очками и итоговым турниром, вряд ли команды в первозданном виде пройдут все четыре турнира. И даже если попадать на LAN-финалы, случается так, что кто-то банально не может приехать”, — поделился мнением Алексей.

Алексей dstr Баранов (Фото: Белорусская Федерация Киберспорта)

 

О какой системе говорил dstr? Если вы еще не в курсе, с 2022 года Белорусская Федерация Киберспорта проводит Belarusian Esports League по новой системе. Если коротко: четыре турнира с LAN-финалами, за топ-4 в которых можно получить очки и денежный приз (за 5-6 место в онлайне тоже дают поинты). В итоге те коллективы, которые за сезон набрали наибольшее количество заветных баллов, отправляются на главный турнир года, где играют за весомый призовой фонд, респект и трофей.

Белорусская Федерация Киберспорта анонсировала перезагрузку Belarusian Esports League

Понятное дело, очень напоминает систему RMR или DPC. Предположений автора, касательно мотивов организаторов для подобного нововведения, было предостаточно, но катать вату и выдвигать свои теории смысла не вижу. Тем более, если об этом вполне доступно рассказала менеджер по турнирам БФК Дарья Павич:

Мы пришли к тому, что формат лиги нужно менять и решили ввести нечто новое. Действительно, вдохновлялись DPC, когда обдумывали нашу систему.

Основная задача введенных очков — попытаться сохранить команды на весь игровой сезон. На наш взгляд, это может добавить мотивации игрокам оставаться вместе вплоть до главного турнира, где и призовой будет повыше, и сам масштаб мероприятия посерьезнее.

Увы, одна из черт киберспорта — непостоянство. В частности, непостоянство составов команд. Мы замечали это сами, а также у других турнирных организаторов. Поэтому постарались обыграть именно эту проблему.

Систему замен предусмотрели довольно лояльную. По сути, из всех зарегистрированных игроков в команде, необходимо остаться хотя бы трем.

В любом случае, для нас это эксперимент. Как известно, эксперименты бывают и неудачные, но мы хотим посмотреть, как пройдет этот сезон и “отполировать” систему на следующий год”.

Что ж, заработает или нет — покажет время. На бумаге звучит неплохо, будем надеяться, что и на деле будет также. Но я совсем отвлекся от игры! Ведь ради нее турниры и посещают.

Фото: Белорусская Федерация Киберспорта

 

Буду честен: если кто-то шел в МЕТА арену, чтобы увидеть нечто, совпадающее по уровню с IEM в Катовице, то он однозначно ошибся. Хотя, не думаю, что среди поклонников киберспорта есть люди, хоть в какой-то мере не объективные. Миксы вряд ли имеют пул тактик, максимум стратегий.

Очень ярко это виделось во втором полуфинале, где сошлись KONOHA GAMING и 4INA3ES. Вторая карта, Mirage. Сначала одни берут 14 раундов за защиту, потом другие, а дальше допы до ошибки. И все равно смотрелось весело. Сыграл фактор непредсказуемости, ведь если глядя на игру про-киберспортсменов, вы плюс-минус понимаете, что сейчас будет делать, допустим, бомбкери, то тут парни удивляли и не раз.

 

Но то были цветочки. Ягодки случились уже в финале аж на первой карте. Знаете, однажды мне выпало смотреть WePlay Academy League как раз в тот день, когда из 8 Bo1 матчей 8 были сыграны на Vertigo. С тех пор в дрожь бросает от названия этой карты. Но благодаря ребятам из POKAMOLODOY и 4ina3es появился новый фаворит — Dust 2. Так уж получилось, что ко вторым допам на этой карте ваш покорный слуга откровенно приустал головой, попивая энергетик (большое спасибо другой милой Даше из БФК за подгон), и принял решение подышать воздухом. Каково же было удивление, когда по возвращению, на экране шел шестой круг экстра-раундов. Что ж, зато есть, что вспомнить!

Фото: Белорусская Федерация Киберспорта

После такой первой карты не покидало ощущение, что турнир заберет именно триумфатор “даста”. Уж слишком такие победы бустят мораль у одних и убивают у других. В итоге так оно и вышло. “Молодые” показали слишком невнятный Nuke, причем за обе стороны, и победа в первом LAN-е этого года отправилась к 4ina3es (кстати, + в комментарии, кто понял отсылку).

Ощущения странные, игра была супер выматывающей. Победили, в итоге, те, у кого нервы оказались сильнее: кто кого “передержит”, кто кого перепикает.

После победы на первой карте даже не было мыслей, что возьмем турнир, только дикая усталость чувствовалась. Но мы все же смогли!

Надеюсь, на следующий турнир ворвемся тем же составом”, — прокомментировал изо всех оставшихся сил один из триумфаторов Павел N3v3rGood Юшкевич.

Забавно, но последняя серия, видимо, настолько вымотала ребят, что даже на фото у Кубка они шли волоча ноги. И тем не менее, слава победителям!

4ina3es (Фото: Белорусская Федерация Киберспорта)

 

 

Что ж, итожим. Удался ли LAN-финал? Думаю, более чем! Разочарованных лиц не видел, а с позиции зрителя остался доволен. Появилось ли желание сходить на другие финалы серии турниров? Однозначно да. Очень интересно посмотреть, будут ли организаторы вносить что-то новое (еще может в турике 1х1 наконец сыграть, что уж греха таить).

Добавлю немного субъективщины. Как человек, привыкший сравнивать все с тем, что было лет десять назад, оказался приятно удивлен прогрессом того, куда движутся турниры в Беларуси. Правда, они точно также шагают в ногу с тем, что мы смотрим на многотысячных стримах ESL, IEM и других. Надеюсь, дальше будет еще круче.