Вот уже порядка 20 лет Денис Богуш вместе с единомышленниками строит
«теплицу»: пространство, в котором смогут расти и развиваться талантливые
киберспортсмены нашей страны. Стройка неспешная и все еще в процессе.
Денис это понимает и никуда не торопится, он уверен: все получится.
Сначала был клуб, потом — соревнования, далее — создание федерации.
Новый шаг на большом пути и очередной «кирпичик» — инновационный
класс на базе средней школы № 182 имени Владимира Карвата в Минске.
О новом поколении детей, готовности Беларуси признать киберспорт и о…
гороскопах со «Спортtime» поговорил председатель Белорусской федерации
киберспорта Денис Богуш.
***
История белорусского киберспорта началась в бассейне. Туда нашего героя,
по его же словам, «закинули» в три года: а как по-другому, когда твой
отец — мастер спорта международного класса, а мама — мастер спорта по
плаванию? Профессиональным пловцом Денис не стал, однако главные
принципы спортсменов усвоил на всю жизнь, чтобы потом использовать уже
в другой, киберспортивной сфере.

IMG_3083.JPG

Как закинули в три года в бассейн, так оттуда и достали… Это было время
появления персональных компьютеров, системных блоков, мониторов, а я
был молодым пацаном, которому, конечно, было интересно играть. Но
много времени я на это не тратил, потому как во мне с детства было
заложено: соревновательный процесс должен привести к результату. У
меня был определенный пул игр, в которых я был довольно успешен, получал
результат и потом спокойно выходил на улицу погонять мячик или
покататься на велике.

В какой-то момент Денис понял, что виртуальное увлечение стоит
масштабировать: объединять единомышленников и собирать команду. В
2001 году наш герой открыл компьютерный клуб (который, кстати, работает
и сегодня), деньги, которые на нем зарабатывались, шли на обеспечение
команды и давали возможность выезжать на турниры.

В команде я применял все навыки, приобретенные в плавании. Практически
под кальку наложил на нее классический спорт, просто инвентарем был
не футбольный мяч или клюшка, а компьютер. В России в те времена
начал появляться более-менее нормальный интернет, там уже смотрели
YouTube, учились. Мы же варились в собственном соку, у нас не было никаких навыков, мы просто выдумывали стратегии и потом этим сильно
удивляли. Нам так и говорили: «Приедут белорусы, закидают картошкой, а
нам что с ними делать?» Если сравнить киберспорт с футболом, наверное, сегодня мы пока что  пинаем черепок, через лет 5 набьем кишку соломой, а еще лет через 5 у
нас появится кожаный мяч.

Открыть Белорусскую федерацию киберспорта Денису с
единомышленниками удалось только с третьей попытки: наше общество
было просто не готово. Однако признание киберспорта официальным видом
в России стало хорошим импульсом, и все получилось. В сентябре 2020-го
киберспорт признали и в соседней Украине. Белорусы же пока ждут.

Мы довольно опытные представители киберсферы: в России и Украине есть
давние знакомые, которые много лет занимаются развитием вида спорта,
мы поддерживаем друг друга, обмениваемся опытом. Мы помогали
украинцам в их деятельности на протяжении трех лет, и буквально
несколько недель назад они «взлетели». Получается, мы стали драйвером
для страны-соседки, где быстрее поняли и приняли киберспорт.
В каком-то плане его признание в этих странах опережает их знания в
развитии инфраструктуры. Мы же идем от основы: прорастаем,
тянемся из земли, строим инфраструктуру, и, когда придет время
признания, у нас уже все будет готово. Когда нас признают? Вы в гороскопы верите? Для меня это пока единственный фактор, по которому я могу вас сориентировать. У меня в гороскопе написано, что в этом году (смеется).

Однако ждать чего-то от звезд в ближайшем будущем — дело неблагодарное,
поэтому белорусская федерация не сидит сложа руки. Новый важный проект
команды — тот самый киберспортивный класс на базе школы № 182.
Федерация полностью оборудовала помещение: это не только компьютеры,
но также мебель, мышки и все необходимые аксессуары. Ребята будут
заниматься группами по 10 человек в каждой, набор — от 12 лет. Главная
цель проекта — найти киберспортсмена.

Нынешнее положение белорусского киберспорта можно сравнить с
расслоением общества в Венесуэле: есть очень богатые и очень бедные, а
среднего класса нет. То же самое и у нас: есть школьники, а есть игроки,
которые уже достигли серьезных успехов, котируются в мире довольно
высоко и стоят больших денег. Поэтому я подумал, что, взращивая новое поколение, мы заполним этот вакуум и через какое-то время, возможно,
будем успешно продвигать игроков и станем своего рода кузницей молодых
талантов. Впервые за 19 лет могу твердо и уверенно сказать: родители готовы
отдать своего ребенка в киберспорт. Наши представители были на
собраниях в школе в начале учебного года, рассказывали об открывающемся
классе. Так вот, если бы надо было поставить галочку возле пункта «я
хочу, чтобы мой ребенок пошел в киберспортивный класс», 90%
родителей поставили бы ее. Так круто, что теперь многие мамы и папы
говорят: «Если он захочет, пойдет, я буду не против». А некоторые
комментируют: «О, наконец-то, узнаем, на что он способен!»

Занятия в классе проходят в рамках объединения по интересам. Случайных
людей, которые просто пришли поиграть за крутыми компьютерами, не
будет, а если и забредут — со временем отсеются. В программе занятий не
только непосредственно игры, но и тактическая подготовка, физические
нагрузки, командная работа.

Процентов 40 времени из всего курса ребята будут проводить за
компьютерами, 60 — получать знания, которые им пригодятся
впоследствии, чтобы 40% за компьютером были проведены с максимальной
пользой. Мы не хотим получить геймеров, которых сегодня сотни тысяч.
Они везде и всюду. Мы не стремимся просто подпитать ребенка
дополнительными часами игры, которые официально разрешила мама. Наша
цель — вывести оттуда морально устойчивых киберспортсменов, с
целеполаганием, уважением и к сопернику, и к своим тиммейтам
(товарищам по команде. — СТ). Людей, которые потом будут заниматься
киберспортом профессионально и продолжать совершенствоваться.
Дети, которые родились в эпоху интернета, — совсем другие люди. Они
гораздо больше знают, быстрее мыслят, амбициознее, чем поколение из 90-
х. Для киберспорта это супер, но работать с такими детьми сложнее:
необходим психолог для налаживания взаимодействия, уроки тайм-
менеджмента, целеполагания, все то, что есть в классическом спорте.

Сейчас у Белорусской федерации киберспорта в разработке еще один
интересный проект — платформа, которая поможет выявлять потенциал
юных игроков. Во время игры все действия спортсмена (даже голосовой чат)
будут анализироваться. Все данные, в том числе и о моральных качествах,
будут собраны в одном месте и проанализированы. Далее к этой информации
на платной основе смогут получить доступ менеджеры профессиональных команд, чтобы найти и пригласить перспективных ребят, например, в свои академии. Да и для самих игроков такая система станет отличным мотиватором для роста.

Это своего рода таблица игроков, которых нет в мировых рейтингах.
Киберспорт — это часть цифрового мира: сегодня ты отлично сыграл,
получил циферку и «подрос». Все учитывается — все считается.
Платформа поможет увидеть игроков, которые прогрессируют, покажет
нам, с кем надо работать и кого следует поддержать. В конце концов,
идеалом был бы паспорт киберспортсмена, как у футболистов, где у
каждого есть четкая позиция в той или иной игре, есть стоимость,
сформированная из понятных данных, которые проанализированы.

И пока в России уже раздают разряды киберспортсменам, а в Украине
начинает работу специализированная кафедра в вузе, белорусы все так же
старательно и верно, но не так быстро движутся в своем направлении. И
сходить со своего пути не собираются, хотя за границей все было бы
быстрее.

Я чуть не уехал в Украину 8 месяцев назад: были конкретные предложения
от конкретных людей. Наверное, этого не сделал, потому что в свое время
так поступил мой отец: сейчас он главный тренер сборной России по
плаванию. Упертость — наша семейная черта, если бы не она, возможно, я
бы все бросил, перепрыгнул и нашел бы себе тепленькое местечко… Это
несложно. Но я начал с менеджмента белорусских команд, был тимлидером
сборной Беларуси с 2005 по 2013 год (летали от Сингапура до Лос-
Анджелеса), и понимаю, что значит сборная своей страны, в росте которой
ты участвовал. Находясь здесь, в Беларуси, построить «теплицу», создать
условия для развития и роста киберспорта — вот что для меня важно.

АВТОР: ИРИНА ПЕТЫШ

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии