Писать про «Дюну» так же сложно, как и экранизировать ее. Фрэнк Герберт создал необычный и таинственный мир, который прямо или косвенно повлиял на добрую половину фантастики ХХ века.

Влияние «Дюны» громадно: вдохновила Лукаса, зародила жанр RTS и даже отметилась в русском рэпе

Сразу признаюсь: я не могу назвать себя фанатом «Дюны» – первая книга понравилась, но без восторга, последующие совсем не зашли. И в этом тексте не будет подробных сравнений фильма и книги. Уверен, что при желании вы легко найдете их в других местах, а я постараюсь передать эмоции от «Дюны» с позиции обычного кинозрителя. При этом мне-то проще: я хоть и не перечитываю «Дюну» каждый год, но помню, кто такие Бене Гессерит и сардаукары, а вот зрителю-неофиту придется запоминать много названий и имен в первые полчаса фильма. Точнее, на самом деле не придется – и в этом одновременно и плюс, и минус фильма.

«Дюна» Вильнева – потрясающее зрелище. Вздымающиеся над земляным червем горы песка, мимимишные орнитоптеры, такие крохотные на фоне песчаной бури, раздирающие ночь взрывы огромных кораблей. Вильнев смакует как грандиозные пейзажи, так и крупные планы героев: вы успеете и пересчитать все седые волосы в бороде герцога Лето Атрейдеса, и в деталях рассмотреть шерстку местного пустынного тушканчика. Я смотрел фильм в IMAX, но, думаю, весь великолепный визуал вы оцените и на обычном крупном экране (главное – не садитесь далеко от него).

Если вы хотите просто посмотреть на медитативные пейзажи в кино под музыку Циммера (она отлично дополняет картинку, но без аудиокатарсисов, как в «Начале» или последней трети «Интерстеллара»), это точно фильм для вас, но чего-то большего ожидать не стоит. «Дюна» охватывает только половину первой книги, обрывается чуть ли не сразу после завязки – в большинстве пилотов сериалов происходит больше событий. Действия в фильме очень мало, и видно, что для режиссера оно на втором плане. У того же Джейсона Момоа пара боевых сцен, но ни одна из них по напряжению и боевой хореографии и рядом не стоит с его 20-секундной дуэлью в «Игре престолов». Силовая броня (синее свечение – выдержала удар, красное – есть пробитие) раскрасила бои, но не сделала их интереснее.

У вас вряд ли получится сопереживать персонажам «Дюны» – уж слишком они архетипичны и обезличены, все их слова (которых очень мало) и поступки раскрывают только главное качество, но не добавляют деталей. Вот Герой, который сначала не хочет ступать на Путь Героя, но потом видит в этом свое Предназначение. Вот благородный Отец Героя. Вот полная тревоги Мать Героя. Вот Отважный Боевой Товарищ Героя. Вот Злобный Злодей, все злодейские планы которого тебе заботливо раскрывают заранее. Конечно, все это наследие романа. Несправедливо упрекать в архетипичности книгу полувековой давности, на образы героев которой потом опирались десятки других книг и фильмов, но в экранизации мне очень не хватило какой-то живости и глубины – уж за два с половиной часа можно было помочь зрителю полюбить персонажей.

Актерская игра, конечно, на высоком уровне (разве что про Зендаю мало что можно сказать – в фильме у нее примерно столько же экранного времени, сколько в трейлере, ждем раскрытия в сиквеле). И поэтому особенно жаль: и Оскар Айзек (Герцог Лето Атрейдес), и Джош Бролин (Гарни Халлек, глава армии Атрейдесов) могут сыграть больше одной эмоции, но тут этого не требовалось. Тимоти Шаламе (Пол Атрейдес) – образцовый Герой, к касту сложно придраться.

При этом Вильнев не забыл про ключевые месседжи Герберта – экологический и антиколониальный. Подаются они прямо в лоб, без полунамеков: вы тут чужаки, прилетели грабить нашу планету, а ведь из нее можно было сделать цветущий сад. Причем вожак пустынных жителей фрименов прямо говорит, что для местных и «плохие» Харконнены, и «хорошие» Атрейдесы – одинаково неприятные захватчики. Ну ладно, грабьте недра, но хоть на нашу территорию не лезьте. Эко-месседж не только проговаривается, но и визуализируется: злодей плавает в черной маслянистой жидкости, а все промышленные аппараты нарочито уродливые и смотрятся инородными пятнами на фоне прекрасных пустынных пространств.

Бессмысленно давать «Дюне» какую-то формальную оценку. Несмотря на грандиозный размах, у нее вряд ли получится стать главным блокбастером года и тем более важным культурным явлением, какими стали «Звездные войны» и трилогия «Властелин колец». Есть отличный способ проверить, ваше ли это кино: посмотрите еще раз трейлер и представьте, что то же самое вам показывают 2,5 часа. Если вам в кайф – идите и не пожалеете (я не пожалел), а на приключения и драки лучше посмотрите через две недели в новом «Бонде».

Автор Кирилл Новокщенов

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии