На первый взгляд кажется, что киберспорт живет в каком-то своем мире: миллионы людей годами соревнуются в одних и тех же играх с минимальными обновлениями. Однако, как ни крути, массовый гейминг находится в одном с нами информационном пространстве, и избегать его не нужно. Тем более, что 2020 год вообще оказался удивительным: пандемия буквально разогнала всех людей по домам, а игры оказались одной из самых обсуждаемых тем. Так что провожая уходящий год, мы не могли не обсудить главные события в любимой нами всеми индустрии.

Warcraft III: Reforged и провальные ремастеры

Начался еще не предвещающий беды 2020-й со скандала, связанного с Warcraft III: Reforged. Blizzard вообще стартанула год с неприятно пахнущим шлейфом предыдущего: Diablo Immortal фанаты облили с ног до головы помоями, произошел серьезный скандал с Hearthstone и протестами в Гонконге, Overwatch уже пару лет как не в тренде, а Battle for Azeroth для WoW раскритикован по полной. При этом долгострой Heroes of the Storm по сути закрыт, а Starcraft просто тлеет в былой популярности. Безусловно, на Blizzcon 2019 компания попыталась прийти в себя, задобрив аудиторию целой кипой крутых анонсов, в числе которых Diablo IV и Overwatch 2. Однако фактически в тот момент “близам” нечего было предложить, и грядущий тогда Warcraft III: Reforged был в реальности агнцем на заклание для жаждущих крови фанатов.

Так и случилось. Геймеры накинулись на Reforged, однако вместо обещанной фаршированной курочки сообществу подложили кучу халтуры с лагами и низкой оптимизацией, приправленную малазийской студией на аутсорсе. Игроки были в ярости — проект просто затопили нулями на Metacritic. Не передать, что чувствовал фанат Warcraft III, когда вместо полностью переработанных катсцен и обновленной графики с интерфейсом он получил ремастер со странными модельками, сколоченный на коленке. Конечно, уже потом незамыленным взглядом стало видно, что все не так уж и ужасно. Но на тот момент такой релиз был предательством, ударом в спину от самого близкого друга. Возможно, именно тогда в глазах общественности из компании-легенды Blizzard превратилась в обычный завод по производству цифрового контента.

Тренд на ностальгию в принципе даже сейчас пронизывает всю игровую индустрию, а после удачного ремейка Resident Evil 2 буквально каждая студия пыталась повторить успех. Yakuza: Like a Dragon, Final Fantasy XIII, SpongeBob SquarePants: Battle for Bikini Bottom, ремастеры Mafia, Resident Evil 3, Demon’s Souls — и это только за прошедший год. Склепать новый хит по старым чертежам ни у кого не получилось, причем, что иронично, даже у Capcom третий “Резидент” вышел совсем не очень на фоне второй части. Вероятно, нас еще ждет очень много подобного добра в будущем.

Скандалы и интриги в The Last of Us Part II

ЛГБТ-повестка сейчас пронизывает практически любое информационное пространство, будь то киноиндустрия или наш любимый игрострой. Причем не очень понятно, делают это корпорации из хороших побуждений или просто от жажды наживы. Примерно в такую дилемму попали игроки The Last of Us Part II. Особенно встревожился наш консервативный СНГ-геймер — не каждый день тебе дают поиграть за неприкрытую лесбиянку. Причем всполошился даже прогрессивный Запад: игра попала в целый ряд скандалов, связанных с агрессией, как со стороны разработчиков, (высказываний из разряда “Не нравится – не играй”), так и со стороны фанатов. Некоторые из геймеров напрямую угрожали расправой актрисе, сыгравшей Эбби. Причем сама The Last of Us Part II если уж и не шедевр то, как минимум очень достойный проект. Не даром на The Game Awards 2020 проект забрал номинацию “Лучшая игра года”.

Так что же не так? А дело все в, вероятно, излишней прогрессивности игры. Кроме нетрадиционной Элли, здесь целая любовная линия с ее девушкой Диной, а также перекаченная Эбби, что тоже ломает стереотипы о женщинах. Вместо прекрасно поставленной истории о мести многие увидели лишь заигрывания с “повесточкой”, что и привело к скандалам. В памяти фанатов еще остались воспоминания о первой части игры, где ничего подобного практически не было, а Элли — всего лишь девочка, цепляющаяся за жизнь со своим напарником Джоэлом. Такая резкая смена акцентов принесла тонну скандалов. Радует только то, что несмотря на такой поток информационного мусора, большая часть игроков все же оценила проект по достоинству.

Новый уровень VR в Half-Life: Alyx

Еще на заре VR геймеры предвкушали возможности новой технологии. Использовать все тело и находиться практически внутри игры — это ли не венец гейм-индустрии? Но мечты о крутом VR-опыте разбились о суровую реальность капитализма. Новое оборудование, вроде Oculus Rift или Playstation VR, оказалось достаточно дорогим для обычного пользователя, а для разработчиков ААА-проектов рынок получился слишком рискованным. Но все изменилось с приходом Half-Life: Alyx. Шутка ли, десятилетие сообщество смеялось над невозможностью Гейб Ньюэлла считать до трех, а тут, бац, и спин-офф. Да, очки Valve Index VR даже сейчас недешевые, но разве стоит считать свои деньги, когда новая часть культовой серии на расстоянии вытянутой руки? Valve буквально сыграла на все деньги, создав просто невероятно крутую игру, рискнув на неизведанном доселе поприщи. И не прогадала: очки виртуальной реальности от Valve заняли вторую строчку в недавнем ноябрьском рейтинге продаж в Steam.

Valve Index VR

Youtube заполонили записи стримов “живого” прохождения Alyx, что не могло не подстегнуть других геймеров приобрести себе это чудо. Мало того, что это по сути первая крупная игра для VR, так и оценки пользователей она получила очень высокие: 9.1 на Metacritic. Valve постаралась над разрушаемостью предметов, и пользователи оказались в восторге. Конечно, даже при успехах Half-Life: Alyx создание такого уровня проекта — авантюра для компаний вроде EA или Activision. Но если получилось у Valve, получится и у других издателей. Будущее точно не заставит долго ждать.

В Playstation-эксклюзивы теперь можно поиграть на ПК

Самым главным доводом в превосходстве Playstation над Xbox и ПК всегда были эксклюзивы. Купив свеженькую консоль от Sony, геймер всегда знал: самые крутые игры всегда будут только у него в руках. 2020 год проехался катком даже по ним. “Рыночек порешал” — как сказали бы эксперты. Sony не смогла пройти мимо другой платформы, решив заработать на персональных компьютерах, выпустив на ПК в этом году Detroit: Become Human, Death Stranding и Horizon Zero Dawn.

Да, все эти игры вышли годами ранее, и фактически фанаты Playstation могут спать спокойно. Или нет? Не очень понятно, вынужденная ли это была мера. Действительно ли Sony нужно еще больше денег. Но компания уже заявила, что нас ждут и другие портированные эксклюзивы. Плохо это или нет? Сказать сложно, ведь сейчас пользователь PS уже не сможет возразить оппоненту в интернете, что Xbox плох, потому что все его игры кроссплатформенные. И только время покажет, как это отразится на репутации Playstation.

Мощные видеокарты для ПК-бояр и консоли нового поколения

В этом году состоялись важные события для обоих лагерей геймеров: вышли новые видеокарты от NVIDIA и AMD, а также состоялись релизы Playstation 5 и Xbox Series S\X. Причем в эру пандемии все столкнулись с невиданным дефицитом. Если менее популярные Radeon и Xbox еще смогли как-то удовлетворить спрос, то NVIDIA со своей RTX и Sony c PS5 в спешке увеличивали стартовые партии, но все равно не смогли обеспечить адекватное начало продаж. Коронавирус создал ситуацию, когда спрос на оборудование вырос, а вот условия для его создания, с локдаунами и массовыми больничными, мягко говоря, не очень.

Окей, с видеокартами все примерно ясно: хоть AMD уже и лидирует на поприще процессоров, то в области видеокарт значительно проигрывает NVIDIA. Красная компания только в последнем поколении представила технологию трассировки лучей, в то время как у “зеленых” RTX  был еще в 20-й серии. А что с консолями? Плохой старт явно подкосил PS5, дав значительную фору Xbox. Если вы захотите “некстген”, то выбора по сути не будет: либо ждать поставки от Sony, либо идти прямиком в лапы к Microsoft.

Причем по производительности консоли практически одинаковые, хоть у “коробки” на бумаге все получше, но на деле разница не ощущается. Особо выделяется Xbox Game Pass, ведь на данный момент игр для нового поколения нет, а значит можно играть только в проекты с обратной совместимостью. А будете ли вы их покупать на PS5? Определенно нет, и вот тут на сцену выходит пропуск от Microsoft: мало того, что можно играть здесь и сейчас, так и в будущем в него войдут ААА-проекты, и все это за ≈20 BYN в месяц, очень круто. Но не стоит забывать и о эксклюзивах Sony. В будущем нас определенно ждут невероятные проекты, взять хотя бы то же продолжение God of War. Оценить эти шедевры на Xbox не получится. Поэтому каждый геймер должен сделать свой выбор.

Инди-игры на вершине хайпа

COVID-19 запер нас по домам, а надобность в социализации никуда ведь не пропала. На фоне пандемии и заезженных ААА-проектов на пьедестал популярности взошли Fall Guys: Ultimate Knockout и Among Us. Простые на первый взгляд инди-игры захватили Twitch и Youtube: ролики набирали миллионы просмотров, а некоторые контент-мейкеры, вроде Disguised Toast, заработали на неожиданных хитах невероятную популярность.

Так в чем же феномен? Ответ кроется в стечении обстоятельств. Как уже было сказано, сидя в четырех стенах, с друзьями особо не пообщаешься, а что может быть лучше, чем “пофаниться” с приятелями в простенькой инди-игрушке? Fall Guys как раз предоставила все условия для этого, сыграв также на тренде батлроялей. Among Us же вообще вышел в 2018 году, выстрелив только сейчас. В этот мультяшный аналог Мафии играют все: от футболистов до актеров. Инди от Innersloth позволила взглянуть на классическую компанейскую игру по-новому, предоставив новый уровень социального взаимодействия в онлайне, за что и получила заслуженный хайп. Кроме того, Among Us вышла и на мобильные телефоны (привет массовая аудитория), причем бесплатно. На ПК игра, напомним, стоит символические $3.

Cyberpunk 2077 нашалил

В мае 2012 года анонс нового проекта CD Projekt RED наделал очень много шума. Большой открытый мир, неоновые огни Найт-сити и стилистика киберпанка да еще и от создателей легендарного “Ведьмака” — все это выглядело очень круто. Cyberpunk 2077 был обречен на завышенные ожидания фанатов студии. А что произошло, когда на E3 прямо в тизере появился Киану Ривз? Сообщество просто взорвалось от нетерпения, а ближе к релизу поезд хайпа разогнался до такой степени, что провал был недопустим. Любой косяк рассматривался бы через лупу. И по началу казалось, что CDPR это понимали: нас ожидало несколько переносов, которые сообщество восприняло оптимистично.

И вот он, день “X” — 10 декабря 2020 года, который прогрузил игроков в кромешный кошмар. С самого релиза геймеры начали жаловаться на отвратительную графику в версиях для Playstation 4 и Xbox One и большое количество багов. Причем на ПК ситуация не намного лучше: из-за плохой оптимизации Cyberpunk 2077 лагает на максимальных настройках, не помогает даже RTX 3090. Но стоит отдать должное CD Projekt RED — они отнеслись к ситуации с пониманием и стали возвращать деньги владельцам консолей предыдущего поколения, на что способна не каждая игровая студия. Дошло до того, что игру убрали из PS Store, а магазины стали оповещать покупателей о возможных багах. Причем сюжет и геймплей оказались на высоком уровне, как и ожидали геймеры. Получилась странная ситуация: игра разлетелась невероятным тиражом, имея даже гигантский багаж неполадок. На днях студия даже объявила о грядущем DLC. Будем надеяться, что к релизу на PS5 и Xbox Series X Cyberpunk доделают.