На этой неделе The Esports Integrity Commission (ESIC) объявила итоги расследования, связанного с использованием в соревновательных играх CS:GO  особого бага, позволявшего тренерам наблюдать за соперниками. 28 сентября за применение этой лазейки на турнирах от ESL, DreamHack, BLAST и WePlay было забанено 34 коуча, в число которых вошли и представители СНГ.

 

По заявлению ESIC,  компания рассмотрела лишь 20% из более чем 100 тыс. демок, что не может не удивлять. Наказания, тем не менее, выдавались не без учета смягчающих факторов. Тренеры, признавшиеся в использовании бага, получили сроки на 40% короче. А те, кто помогал в расследовании, — на 20%. 

Средняя длина бана составляет около 10 месяцев, но цифры варьируются. Кто-то получил лишь 15 недель “отсидки”, другие же — полтора года. 

И сейчас вы спросите: “Что за ESIC вообще? Почему я о ней никогда не слышал?”. Все потому, что это относительно неизвестная организация, находящаяся в тени. Она расследует вопросы, негативно влияющие на киберспорт в целом. Основным поставщиком данных для нее выступают букмекерские конторы.

Но вернемся к сути вопроса. В ходе “облавы” на тренеров забанили топовых наставников таких известных коллективов, как FURIA Esports, ENCE eSports, mousesports, OG и forZe. Та же участь постигла бывших наставников Natus Vincere Сергея starix Ищука и Андрея Andi Прохорова

И если starix уже не является тренером Navi, то другие коучи, по большей части, были действующими участниками составов. Закрывать на это глаза организации не могли. Но даже тут мнения разделились. Одни клубы извинились за своих наставников, другие же приняли сторону работников и решили не соглашаться с позицией ESIC. Да и сами тренеры не остались безучастны. Многие высказались по резонансному поводу. И у кое-кого даже нашлись вполне правдоподобные алиби.

Наставник коллектива forZe Сергей Imbt Бежанов, к примеру, в момент предполагаемого нарушения и вовсе комментировал игру совместно со студией Maincast и никак не мог задействовать баг. Так что организация встала на сторону тренера и заявила, что будет и дальше сотрудничать с ним.

Свет на возможную причину необоснованных банов пролил Andi, высказавший свою точку зрения по произошедшему: 

“Абсолютно нормальная практика для буткемпов, когда тренер заходит на сервер вместе с командой, уходит в спектаторы, а после идёт за спины к игрокам, чтобы смотреть не отдельно за каждым, а видеть всех перед собой.

Полагаю, что во время того матча произошло следующее: когда зашёл в спектаторы, каким-то образом камера изменила своё положение. У шестого компьютера на той базе была особенность – он стоял спиной к остальным пяти компьютерам, то есть тот, кто уходил за спины к игрокам, не мог видеть происходящее на мониторе. Вернувшись за компьютер после игры, как и обычно, я вышел с сервера. Ведь когда матч заканчивается, а команды его покинули, камера летает в любом случае.
Таким образом, я даже не осознал, что какое-то “нарушение” имело место быть, потому что провёл матч за спинами игроков”.

Ситуация неоднозначная. Компания-разработчик допустила наличие бага в игровом проекте. Эта же компания зарабатывает миллиарды долларов на своем детище и при этом не может создать единый регламент правил, из-за чего расследования и другие разбирательства вынуждены проводить сторонние ассоциации. 

Подобное, например, происходит и с допингом в киберспорте. Сама Valve никоим образом не реагирует на возможное употребление киберспортсменами препаратов, усиливающих скорость реакции и эмоционально-когнитивную выносливость. С одной стороны, а почему бы и нет, с другой — все почему-то крайне остро реагируют на эту тему. 

Некоторые игроки и вовсе пользуются уникальными личными читами, засечь использование которых крайне сложно. Конечно, бывали случаи, когда игроки попадались, но это исключительно человеческий фактор. И кто из вас скажет, что читеров среди атлетов компьютерного спорта не бывает? Думаем, никто. И все потому, что между организаторами и зрителями сложилось негласное соглашение, предметом которого является зрелищность.

По сути, в ситуации с тренерами сыграло чувство “Fair play”. То бишь организаторы турниров руководствовались своим чувством справедливости. Мне не очень понятно, как так получилось. И да, нельзя не согласиться с тем, что использование багов — это неправильно и бесчестно, и вроде бы оправдать их никак нельзя, но даже те меры пресечения, что мы видим сейчас, просто смехотворны. 

Забаненные тренеры не могут быть рядом с командой за 15 минут до игр. Им запрещается находиться на сервере матча, общаться с игроками и участвовать в бане карт. Ну, что сказать… это не влияет  практически ни на что. 

Кроме того, как правильно подметил Andi, а какое вообще право имеет сторона-обвинитель на вынесение вердиктов, если расследование носило закрытый характер? Интересно, кто заплатит за нанесенный репутационный ущерб тренерам, которые докажут свою невиновность? Да никто, ведь в киберспорте даже контракты с игроками носят “доверительный характер”.

Разрозненному киберспорту необходимо становится объединяться и отрабатывать опыт унитарного взаимодействия разных лиг. А пока наблюдаемое нами “шоу” является лишь развлечением для широких масс, ведь никакого реального эффекта это не приносит.