В Белорусскую ассоциацию компьютерного спорта входят уже 17 организаций. Здесь и компьютерные клубы, и команды, и турнирные операторы. Глобальная идея — объединить всех — возникла осенью 2019-го, а уже весной 2020-го ассоциацию официально представили комьюнити. В рамках совместного проекта с VOKA Gaming “Киберспорт в лицах” руководитель киберспортивного направления компании А1 и представитель Белорусской ассоциации компьютерного спорта Наталья Сафонова рассказала о работе и внутренней кухне организации.  

“Два года назад о нас вообще никто не знал, а сейчас в составе 17 организаций”

— Насколько киберспорт развит в Беларуси?

— Он развит больше, чем два года назад, но меньше, чем будет через два года. О положительной динамике говорят объективные цифры — увеличилось количество турниров, появляются новые клубы и организации, с отставанием, но растет лояльная аудитория игроков и зрителей. 

— Как оцените работу Белорусской ассоциации компьютерного спорта, проделанную за два года? 

—  Итоги 2021-го еще рано подводить. В целом же, ассоциация находится в постоянной динамике, и ставить где-то точки сложно, потому что сейчас речь идет больше о процессе, чем конечном результате. За год мы провели ряд турниров по различным дисциплинам, поддержали инициативы наших партнеров, организовали интересные киберспортивные ивенты, запустили пилотную школу тренеров и многое другое. Если обобщить всю работу, то два года назад о нас вообще никто не знал, а сейчас в составе 17 организаций. И мы активно готовим декабрьский митап — встречу для членов и партнеров ассоциации, где участников будет больше, чем на предыдущих. Мне кажется, это уже один из показателей хорошего результата. 

— Какие есть сложности в развитии и продвижении киберспорта?

— Отсутствие кадров, должного финансирования и системы работы в индустрии. Качество наших активностей, контента и турниров может быть значительно выше. Пока же мы не можем конкурировать с мейджорами ни по уровню игроков, ни по зрелищности. У нас полностью отсутствуют киберспортивные персоны, которых бы узнавали на улице. Не все организации пока умеют хорошо работать со спонсорами и продвигать себя в социальных сетях. Так что еще очень много открытых вопросов. 

— Насколько сильное влияние на белорусский киберспорт оказала пандемия? 

— Как мы знаем, киберспорт пострадал меньше, чем другие отрасли. В какой-то момент нелегко пришлось компьютерным клубам. Но и здесь был кейс, когда в Витебске в разгар пандемии открылся UNITED GAMERS. Он нашел свою аудиторию и неплохо себя чувствует. 

“Классический спорт — система, выстроенная годами. Подобной структуры в белорусском киберспорте нет” 

— Часто озвучивается мнение, что отстаем даже от стран СНГ, не говоря уже о Европе. Так ли все плохо? 

— Да, действительно отстаем. Для сравнения достаточно просто посмотреть на Украину. Там больше сильных команд — одни NaVi чего стоят. Нельзя не отметить и студии с медийными персонами — WePlay и Maincast. Россия тоже опережает нас, хотя там очень большая разбежка в уровне организаций. К тому же такой поддержки киберспорта от государства, которую получают наши восточные соседи, в Беларуси нет.

— Киберспорт — неофициальный вид спорта. Многие видят проблему именно в этом.  

— Сама процедура подачи на включение в реестр не так проста, как может показаться. Собрать пакет документов несложно, но еще ведь нужно обоснованно доказать, что киберспорт является спортом. А для этого необходимо продемонстрировать прошедшие турниры, спортсменов, протоколы соревнований. Поэтому процедура подачи и признания  — сложная бюрократическая история. 

Отчасти это обосновано, потому что классический спорт — система, выстроенная годами. Подобной структуры в белорусском киберспорте нет. Как раз над этим и работаем. Но то, что мы находимся в начале пути, не мешает подать заявление на регистрацию киберспорта как официального спорта. Нужно только выбрать подходящий момент. 

— В этом году Team Spirit победила на The International по Dota 2, а NaVi выиграли мeйджор по CS:GO. Могут ли такие громкие успехи поспособствовать включению в реестр?

—  Можно только предполагать. Работа с молодежью всегда находится в фокусе государства, поэтому есть вероятность, что достижения команд из СНГ на международных соревнованиях по Dota 2 и CS:GO не останутся незамеченными. Особенно после того, как в России пошла такая волна: и президент поздравил победителей, и наружная реклама в городах рассказывает о достижениях киберспортсменов.

“В Беларуси мало сильных команд. Даже у Nemiga случаются то успехи, то провалы” 

— Есть ли у нас какой-то сегмент киберспорта, которым мы можем гордиться?

— Сразу на ум приходит World of Tanks — это такой олдскул. Хотя сейчас Wargaming меньше ассоциирует себя с киберспортом. Тем не менее, интерес к соревнованиям у игроков остается огромный — 21 ноября, к примеру, завершился турнир Белорусской ассоциации компьютерного спорта и Wargaming – “Большие Белорусские Танки”. В нем участвовали 189 команд. В основном игроки 30+. Чуть раньше компания Wargaming с документалистом Андреем Лошаком выпустила очень классный фильм “Мир танков и людей”, который, кстати, можно посмотреть на VOKA.  

Для детей и подростков у нас есть мобильные игры. Как раз сейчас проходит серия соревнований Crazy Mobile. Только на первый турнир по Brawl Stars зарегистрировалось 90 команд. 

Скоро стартует первый турнир по CS:GO среди компьютерных клубов Беларуси – Fight Club. Мы хотим популяризировать клубную культуру, чтобы игроки собирались вместе, общались, объединялись в команды. Уже задействованы 12 клубов из Минска, Витебска, Гомеля, Гродно, Бреста и Кобрина. Победители от из них примут участие в двухдневном LAN-финале. Дорогу, питание и проживание игрокам мы, к слову, оплатим. 

Уже анонсировали серию декабрьских турниров по ретро-дисциплинам — Retro Cup – приглашаем геймеров поностальгировать, играя в Warcraft III: Reforged, StarСraft, Quаke 3 и Counter-Strike 1.6

— Насколько рынок киберспорта Беларуси насыщен организациями и игроками?

— Рынок абсолютно пуст. Есть Nemiga, у которой случаются то успехи, то провалы. С River Family случилась неприятная история. Команда ярко вспыхнула, а потом игроки разошлись — и сейчас снова проходит набор киберспортсменов. Периодически появляются стаки, но их срок жизни недолог. 

На рынке мало организаторов турниров, специалистов по работе с киберспортом практически нет, нет специализированных маркетологов и SMM-щиков с пониманием аудитории. В то же время на других рынках уже обучают киберспортивных юристов. Вижу огромный кадровый дефицит, но, если быть оптимистом, то разглядеть можно и большой потенциал.

— Рассматривается ли вариант, при котором VOKA или БАКС возьмет под свое крыло результативный коллектив?

— Задача ассоциации — поддерживать все организации и кадры в отрасли, поэтому исключено, что у нас появится собственная команда. Это просто противоречит нашим целям и задачам. Впрочем, есть идея создать программу для поддержки игроков. Сейчас все в процессе разработки. Но, конечно, нам хотелось бы развивать это направление. 

Безусловно, все понимаем, что содержание профессиональных команд с полным штатом и регулярными тренировками стоит очень больших денег, поэтому не говорим о 100% покрытии всех расходов, но будем делиться теми ресурсами, что у нас есть для роста и развития команд. И такой формат будет работать для всего рынка в равных условиях, а не для какого-то конкретного коллектива.  

— Ваша школа киберспортивных комментаторов помогает создать определенный поток кадров, но из числа прошлых выпускников на слуху только Kwocky. Остальные — это своеобразный резерв или просто работа кастера не для всех?

— Конечно, это занятие далеко не для всех, но готова поспорить, что не один Kwocky на слуху. Выпускники школы комментировали турниры БФК, работали на киберспортивной площадке выставки-конвента Unicon&GameEXPO. Парни из PLATOON, которые также проходили обучение, регулярно комментируют соревнования — тот же чемпионат Беларуси по WoT:Blitz, который прошел в июле. То есть часть выпускников продолжает работать в сфере. Но будем откровенны, во-первых, мы не обещали обязательное трудоустройство, а во-вторых, выпускники не были связаны обязательствами работать только в киберспорте или только на нас. Это кадры для всего рынка.

Kwocky

Kwocky на Unicon & GameEXPO

Комментатор в медицинском халате. Знакомимся с белорусским кастером Kwocky

— Что, к слову, в этом году поменяется в обучении комментаторов?

— Чуть изменился состав преподавателей. Мы увеличили количество занятий Андрея Бибикова, который преподает искусство речи, потому что в прошлом году получили очень хорошие отзывы о его лекциях. Топ-спикером по-прежнему будет Костя Leniniw Сивко. Также проведет занятия представитель студии RuHUB Андрей Билька. Он расскажет, как нужно работать кастеру с точки зрения заказчика. По сути, мы  обновили программу, но предыдущий опыт оказался достаточно успешен, поэтому не было необходимости кардинально менять обучение. 

“На этапе подготовки киберспортивной части Школы тренеров общались со специалистами из Nemiga и Pavaga”

—  Кто работает со студентами школы тренеров? Ведь в Беларуси мало профессиональных кадров.

— Когда создавали школу, понимали, что будут проблемы и при разработке программы, и во время обучения. Весь курс разделили на две части. Одна получилась довольно классической и была отработана на 100% идеально, потому что ее готовили преподаватели Высшей школы тренеров Белорусского государственного университета физической культуры. А это люди, которые каждый день преподают дисциплины на уровне вуза и учат тренеров классических видов спорта. В их программе была физиология, психология и другие дисциплины.

На этапе подготовки киберспортивной части школы общались с тренерами Nemiga и Pavaga. Тогда еще нас консультировал Евгений Ерофеев, который раньше был менеджером NaVi. На занятиях опытные специалисты присутствовали или как полноценные преподаватели, или как разовые спикеры. Отмечу, что проходили и практические занятия, на которых студенты посещали тренировки Nemiga и Pavaga. 

В общем, с одной стороны, преподавать некому, потому что никто из лекторов киберспортивной части курса не имел опыта преподавания. С другой стороны, эти люди смогли передать достаточно много знаний в рамках курса, как профессионалы-практики. 

— Насколько востребованы тренеры, если команд сейчас раз-два и обчелся? 

— Мы не контролируем этот рынок и не до конца уверены в том, как он работает, но человеку без опыта однозначно очень тяжело прийти в индустрию. В рамках школы тренеров мы предлагаем получить дополнительные знания, специализацию, а не пройти начальную подготовку. Те, кто учился на первом потоке так или иначе уже сталкивались с тренерскими задачами, но по наитию, без предварительного обучения. Курс для тренеров длится 54 часа, а это равнозначно программе повышения квалификации, которая структурирует профессиональные практические навыки и дает теоретическую базу. Все наши студенты получили дипломы государственного образца. 

— Вы планируете запустить курсы для судей. Расскажите об этом чуть подробнее. 

— У нас нет отдельного человека, который бы сидел и следил за ходом матчей на турнирах. Обычно эту функцию выполняет представитель организатора соревнований. Задачей судей как раз будет регулирование ситуаций, выходящих за рамки алгоритма игры. Также хотелось бы сформировать единые правила или систематизировать те, которые сейчас существуют негласно. На практике курс пока в процессе подготовки. Его слушателями в первую очередь станут те, кто уже занимается судейством на турнирах.

— Курсы для тренеров и комментаторов есть, планируете ли заняться еще и образованием менеджеров? 

— Наш курс тренеров отчасти соприкасается с этой тематикой. После его завершения мы подводили итоги и пришли к тому, что очень сложно выбрать одну дисциплину, на примере которой будет проходить практическое обучение. У нас ведь все строилось вокруг CS:GO — и это осложняло обучение для ребят с какой-то другой профильной игрой. Чтобы правильно подготовить специалиста, нужно углубляться в его дисциплину, а киберспортивных направлений очень много. Так что допускаем, что курс тренеров будет модифицирован в курс менеджеров. 

— Сейчас в России есть целые киберспортивные кафедры…

— Чтобы кафедра работала, нужен курс, преподаватели и студенты. Наши программы подготовки могут стать фундаментом для, например, повышения квалификации. Думаю, что это вопрос времени. Пока не было мыслей, какой вуз станет “базой” для киберспорта. Но если наши партнеры из Высшей школы тренеров проявят интерес и  рынок будет к этому готов, появление киберспортивной кафедры станет логичным продолжением и развитием образовательной программы.

“Ассоциация не лишает участников рынка здоровой конкуренции, а позволяет создать площадку для совместных проектов” 

— Раньше организации в белорусском киберспорте были конкурентами. Насколько сейчас их отношения изменились?

— В ассоциацию входит 17 организаций. Относительно недавно подала документы еще одна компания из Кобрина, присоединились коллеги из Meta Esports и Meta Arena. В Беларуси, наверное, нет уже команды, которая бы не являлась частью БАКС. Только за последние пару месяцев к нам присоединились шесть организаций. Мы поступательно движемся к созданию общей площадки для всех игроков рынка.

“Будем расширять географию”. Александр Молочников рассказал, чем живет Pavaga Gaming 

— Как происходило объединение организаций под крылом Ассоциации?

— Ассоциация была зарегистрирована в апреле 2020-го. Но уже на этапе ее создания понимали, что индустрия в стране не развита. Поэтому ездили по регионам и знакомились со всеми. Просто, условно, перед визитом в Гомель искали, какие организации и команды там есть, а потом шли к ним, рассказывали о себе, планах по развитию и целях. Говорили, что хотим создать общую площадку по обмену опытом. 

Спустя какое-то время провели первый митап, в котором участвовали 30 человек вместе с организаторами. На второй ивент пришло в два раза больше людей. На третий к нам присоединились даже те, кого мы не звали. Члены ассоциации начали рассказывать о нас другим организациям, и те захотели стать частью объединения — это очень приятно. 

— Какую роль играют митапы в регулировании отношений?

— Наши встречи, скорее, направлены на стимулирование общения, взаимодействия и выполняют развивающую функцию. Мы все собираемся в одном месте и поднимаем для обсуждения темы, которые нас беспокоят: кадры, образование, работа с партнерами и спонсорами. К тому же для каждого митапа готовим некий актуальный набор топиков для обсуждения. Организации знакомятся друг с другом, и начинается диалог, например, между Витебском и Молодечно, между Гродно и Гомелем — и это очень здорово. Должна быть определенная зрелость у рынка и бизнеса, чтобы делиться информацией так открыто. Митапы дают сеть профильных контактов, которые можно использовать для развития. 

Кстати, на прошлый митап мы пригласили представителей крупных компаний, чтобы киберспортивные команды познакомились с ними. Не всегда у маленьких организацией есть возможность дотянуться до больших брендов, а большой бизнес может не обращать внимания на киберспорт. Мы видим, что в наших силах это исправить.

Встреча членов Белорусской ассоциации компьютерного спорта. Из пузыря в мейнстрим

— Как влияет на рынок существование такой организации, как Белорусская ассоциация компьютерного спорта? 

— Миссия ассоциации — объединение усилий для работы над развитием рынка и повышение качества тех активностей, которые уже делаются. Думаю, в Украине и России многие общественные объединения преследуют аналогичные цели. Такой формат БАКС — очень хороший инструмент для работы. Он не лишает участников рынка здоровой конкуренции, а позволяет создать площадку для совместных проектов. 

“Киберспортивной играющей аудитории мало. Будем пробовать разные активности, чтобы расшевелить белорусов”

— Как менялся перечень “рабочих” дисциплин на протяжении последних двух лет?

— Мы работаем с аудиторией компьютерных, мобильных и консольных игр. Когда А1 анонсировала 5G, то делала презентацию на примере мобильного гейминга. Но отталкиваемся ведь от того, во что играет наша аудитория. Во главе, конечно же, Dota 2 и CS:GO. 

Обращаем внимание и на новые дисциплины. Например, когда появился Valorant,  турниры стали проводить и по нему. Причем, по новым играм стараемся организовать хотя бы разовый чемпионат, чтобы оценить интерес белорусов и посмотреть, насколько тайтл подходит для соревнований. 

— Насколько хороший отклик у белорусов на турниры, если судить по заявкам?

— Те же CS и Dota 2 страдают от отсутствия притока новых игроков. По сути, участвуют одни и те же люди — киберспортивной играющей аудитории мало. Сейчас будем пробовать разные активности, чтобы расшевелить белорусов и показать, что участвовать в национальных турнирах интересно. 

Что касается мобильного киберспорта, это большая загадка. Цифры нынешнего года значительно выросли, в сравнении с прошлым. Очень интересно, как чемпионат Crazy Mobile будет проходить дальше. Отклик пока хороший. 

— Серия турниров Crazy Mobile выглядит очень внушительно.  Какова глобальная цель этого чемпионата?

— Мы не можем игнорировать “мобилки” и их аудиторию. В какой-то степени такие соревнования именно “надо” проводить, потому что люди их ждут. Также ставим перед собой коммуникационную задачу, то есть хотим наладить контакт с игроками по мобильным дисциплинам и вовлечь белорусскую аудиторию. 

До старта Crazy Mobile успели провести пару турниров, но, думаю, мы еще не всем рассказали, что в Беларуси есть мобильный киберспорт. Я тоже играю в Clash Royale в очереди в магазине или по дороге на работу, но у меня никогда не возникало мысли поучаствовать в турнире. Полагаю, что таких людей достаточно много. А наши чемпионаты позволяют почувствовать соревновательный драйв, но при этом не потерять удовольствие от игры. 

Шесть дисциплин и 18 турниров: в Беларуси стартует лига для поклонников мобильного гейминга — Crazy Mobile

Попала в семерку и встретилась с игроком NaVi. Автор Cyber.pressball.by поучаствовала в турнире по Free Fire в рамках Crazy Mobile