В любом виде традиционного спорта соревнования сборных — это неотъемлемая часть календаря мероприятий. Для сильнейших атлетов возможность представлять свою страну на крупных международных турнирах большая честь, порой даже самая большая в карьере. Но в сегменте esports всё немного иначе. Влияние киберспортивных федераций пока невелико. Компьютерный спорт редко получает государственную поддержку, а организовывают крупнейшие соревнования чаще всего частные компании.

Впрочем, в последние годы ситуация меняется. Активно ходили слухи о возможном включении киберспорта в список дисциплин парижской Олимпиады-2024, а в программе Азиатских игр в Ханчжоу-2022 компьютерные игры уже присутствуют.

Самыми крупными соревнованиями среди сборных до пандемии коронавируса считались World Electronic Sports Games, проходившие с 2016 по 2019 год. Но этот турнир был далеко от идеала. Многие игроки международных коллективов попросту игнорировали его. В первую очередь, команды по CS:GO и в Dota 2. А кое-кому китайские организаторы из Alisports до сих пор не могут выплатить призовые. Не удивительно, что в июне 2020 компания Alibaba расформировала киберспортивное подразделение своей дочерней организации.

Филиппинцы из TNC — чемпионы мира. А в обычном спорте у этой страны дела похуже

Квалификации на этот турнир сначала проводились внутри стран. В Китае и США  была высокая конкуренция, и многие сильные коллективы не смогли попасть на турнир. Команды были представлены в основном уже готовыми составами, так что мечта о Dream-Team из лучших игроков Поднебесной была неосуществима.

Для СНГ команд эта система отбора тоже оказалась не очень удобной. Ведь в киберспорте многонациональные составы — норма. Причем для нашего региона норма еще более распространённая. 4 россиянина в украинском составе или 3 белоруса в казахстанском — обычно дело. Так что сборные попросту не могли состоять из сыгранных на клубном уровне коллективов. Поэтому основным принципом набора “миксов” для этого турнира были дружеские отношения. С таким подходом шансы на успех крайне малы. Только в 2017-м звезды сошлись и четверым игрокам из Virtus.Pro и iLTW удалось выиграть WESG по Dota 2.

Но свято место пусто не бывает и в 2020 на проведение своего чемпионата мира по киберспорту замахнулись корейцы из International Esports Federation. Однако у этих организаторов не было таких финансовых возможностей, как у китайцев из Alibaba и в их отборах приняли участие в основном тир-2 игроки. Сборная Беларуси по Dota 2 без fng и экс-игроков Khan, но с so bad и Petushara, проиграла в СНГ-финале сборной Казахстана и не отобралась на LAN в израильский Эйлат. Отборы освещала англоязычная студия, находившаяся в Малайзии. По всем этим международным сводкам можно заподозрить организаторов как минимум в нецелесообразном использовании средств, а как максимум — в некоем отмывании денег.

Немного иначе дела обстоят в некомандных дисциплинах. В Hearthstone, Quake, Fifa и других индивидуальных играх киберспортсменов часто воспринимают как представителей той или иной страны, но в это же время геймер может выступать за иностранную организацию.

Представим, что завтра МОК включит киберспорт в программу Олимпиады. Насколько велики будут шансы белорусов на медали? В командных дисциплинах побороться за призовые места вряд ли удастся. Белорусы из Nemiga однажды отобрались на WESG по Dota (где не вышли из группы). В CS:GO белорусы ни разу не отбирались в финальную часть. За последние годы в командных дисциплинах виден небольшой прогресс, однако недостаточный для высоких достижений. Есть индивидуально сильные игроки, такие как fng или Gadget, но серьёзный коллектив вокруг них сколотить вряд ли выйдет. А вот в индивидуальных играх шансы на пьедестал есть. Алексей cYpher Янушевский вполне способен тряхнуть стариной и завоевать медаль в Quake, а в других дисциплинах до 2024 года запросто могут появиться молодые перспективные игроки.

Алексей cYpher Янушевский — всё ещё лучший белорусский киберспортсмен.