Сегодня соревнования по мобильным играм стали важной частью всего киберспорта. На турнирах разыгрываются щедрые призовые, трансляции набирают сотни тысяч просмотров, а именитые клубы давно обзавелись составами по многим дисциплинам. Но так было не всегда.

В рамках серии совместных материалов с МТС “Всегда с игрой” мы расскажем, как зарождался мобильный киберспорт и какие тайтлы стояли у его истоков.

Сначала были не курица и не яйцо, а гонки

Колыбелью киберспорта по праву считается чемпионат мира WCG. Он дал толчок для развития многих дисциплин, которые уже стали классическими. Неудивительно, что первые соревнования по мобильным играм прошли именно там. В 2008 году организаторы ввели в программу новую дисциплину — гоночную аркаду Asphalt 4: Elite Racing. Игра была добавлена для рекламы новых смартфонов от компании Samsung — титульного спонсора чемпионата.

Через год список пополнился логической игрой Wise Star 2, в которой основная цель — выстроить шарики в одну линию для их уничтожения. Всем знакомый жанр, который лишен зрелищности и годится только для убийства времени. Неудивительно, что “Мудрая звезда 2” больше не появлялась в программе чемпионата. А вот Asphalt был заявлен и на 2010 год. Только устаревшую версию заменили на пятую часть тайтла. Это был последний раз, когда на привычном WCG разыграли медали по мобильным играм. После 2013 года чемпионат не проводился. Он вернулся через пять лет в обновленном формате с небезызвестными “мобилками” Clash Royale и Honor of Kings.

MOBA — всему голова

Десять лет назад жанр MOBA начал активно набирать популярность по всему миру. Это не могли оставить без внимания издатели “мобилок”. В 2014 году для платформы IOS вышла игра Vainglory, а к середине 2015 года ее адаптировали под Android. Именно этот тайтл можно назвать прародителем того мобильного киберспорта, который мы знаем и любим сегодня. Ведь Vainglory изначально создавалась исключительно для командных состязаний. Успех был обеспечен благодаря опытным разработчикам, которые ранее трудились в Blizzard, RockStar и Riot. Неспроста Apple выбрала именно эту игру для демонстрации графических возможностей iPhone 6 на презентации смартфона.

Чтобы заявить о киберспортивной направленности своего детища, создатели добавили в игру режим наблюдателя, который позволяет вести трансляции матчей. А позже решено было провести первый в мире турнир по MOBA на мобильных устройствах. Организацию масштабного чемпионата разработчики доверили профессионалам, обратившись к крупнейшему турнирному оператору ESL. Итогом этого сотрудничества стала серия турниров ESL Vainglory Cup.

Старший брат Clash Royale

Сейчас Clash Royale и Brawl Stars от финской студии Supercell — одни из самых популярных дисциплин в мобильном киберспорте. Но первый успех пришел к разработчикам этих хитов еще в 2012 году после выпуска стратегической “мобилки” Clash of Сlans. Из-за увлекательного геймплея и распространения по модели free-to-play тайтл скачивали во всем мире. В 2013 и 2014 годах “Столкновение кланов” стала самой прибыльной мобильной игрой. На волне успеха студия начала проводить локальные турниры в Европе и Азии, а в 2015 году в Хельсинки на специализированной выставке ClashCon прошел чемпионат мира — Clan War. Сейчас в этой игре продолжают проводить время миллионы пользователей, но основной упор разработчики сделали на развитие более молодых проектов.

Белорусское слово в мобильном киберспорте

Перспективу мобильного гейминга вовремя поняли в компании Wargaming. В 2014 году состоялся релиз приложения World of Tanks Blitz со знакомым геймплеем танковых баталий. Сначала игру могли скачать только владельцы устройств, работающих на IOS, вскоре к ним добавились и обладатели Android. А к 2015 году Blitz уже можно было устанавливать на ПК.

В то время компания-разработчик уже активно развивала киберспортивное направление своего главного продукта, и по задумке Wargaming младшая версия не должна была отставать. В 2016 году был анонсирован ежегодный международный турнир по игре WoT Blitz под названием Blitz Twister Cup с первым LAN-финалом в Нью-Йорке. Через два года Wargaming решила отказаться от турниров по компьютерной версии “танков”, а вот ивенты по “мобилке” продолжают проводиться с ежегодными финалами в Минске.

СНГ команда C4 — чемпион Blitz Twister Cup в Нью-Йорке

Попытка Amazon ворваться в киберспорт

На волне успеха турниров по мобильным киберспортивным дисциплинам в 2017 году компания Amazon, в сотрудничестве с ESL и eSports Productions, провела два мультигейминговых ивента Mobile Masters. Первый прошел в Нью-Йорке, а второй в Лас-Вегасе. Заявленный призовой фонд составлял $80 000. В игровую программу были включены соревнования по Vainglory, Critical Ops, Power Rangers: Legacy Wars и WoT Blitz. В следующем году компания повторила турнир в Сиетле, увеличив призовые до $100 000.

Больше ивент не проводился, ведь на арену вышли гиганты: Mobile Legends: Bang Bang, Free Fire, Arena of Valor и PUBG Mobile, которые сформировали мобильный киберспорт таким, каким мы знаем его сегодня.

Большие деньги в маленьких играх: топ-5 мобильных кибердисциплин с самыми щедрыми призовыми

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Предыдущая статьяfng назвал Virtus.pro самой сильной командой в мире по базовым аспектам игры в Dota 2
Следующая статьяSirActionSlacks создаст гайд для новичков в Dota 2
0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии