Сегодня в практически каждом государстве есть организации, которые называют своей главной целью развитие киберспорта внутри страны. Это всевозможные объединения, федерации, ассоциации и прочие структуры, работающие при поддержке государства или на коммерческой основе. На бумаге их деятельность смотрится благородно и полезно, но так ли это на самом деле? Не претендую на истину, а лишь выскажу свое мнение по поводу деятельности подобных структур и их пользе для индустрии на примере нашей страны.

В Беларуси компьютерные соревнования продвигают в массы сразу несколько организаций. Первой такую миссию на себя возложила Белорусская федерация киберспорта (БФК), позже появились Белорусская ассоциация компьютерного спорта (БАКС), Белорусская республиканская федерация электронного спорта и спортивно-прикладных технологий (BRFEST) и даже Гродненская Федерация Киберспорта (GEF). В ближнем зарубежье практически аналогичная ситуация. Там действуют Федерация компьютерного спорта России, Федерация киберспорта Украины, Федерация киберспорта Казахстана и другие схожие организации. Всех их объединяет главное направление деятельности — развитие и популяризация киберспорта среди местного населения.

Так чем же конкретно у нас занимаются все эти многочисленные федерации, чтобы вся Беларусь узнала о компьютерном спорте, а отечественные киберспортсмены стали востребованными во всем мире? В первую очередь, это организация локальных турниров. Белорусская федерация киберспорта много лет проводила турнирные серии МЭТА, “Битва городов” и Belarusian Esports League для начинающих игроков, а в последний год сосредоточилась на чемпионатах BEL’22. Кроме того, под эгидой БФК проходят отборочные на всевозможные чемпионаты мира или турниры, где участвуют сборные стран. У Белорусской ассоциация компьютерного спорта есть собственные соревнования, проходящие под брендом VOKA League. Также БАКС проводит турниры среди компьютерных клубов Беларуси Fight Club и множество онлайн-чемпионатов. Гродненская Федерация Киберспорта принимала активное участие в подготовке местных ивентов. Из последних — Summer GEF FEST. А вот активность Белорусской республиканской федерации электронного спорта и спортивно-прикладных технологий последнее время мною замечена не была и каких-то анонсов на ближайшее будущее не слышал.

На первый взгляд, все хорошо и вырисовывается плотный график разнообразных турниров для всех желающих. Но что по факту? Отборочные от БФК, дающие право представлять Беларусь на международной арене, — звучит красиво, однако нужны ли вообще подобные квалификации и турниры в целом? Киберспорт отличается от традиционных видов спорта. Сборные формируются “на скорую руку” и далеко не из лучших игроков, а организация таких ивентов всегда оставляет желать лучшего. Международные соревнования в этой сфере уже давно продемонстрировали, что не пользуются популярностью у зрителей. К примеру, просмотры World Electronic Sports Games проваливались, а о существовании IESF World Esports Championship вообще мало кто слышал.

Множество турнирных серий от БАКС и БФК с открытыми квалификациями дают возможность поучаствовать в самом настоящем лан-турнире прямо на сцене. Но финалы этих ивентов неоднократно показали, что чемпионами становятся команды, состоящие из профессиональных игроков. Несомненно, начинающие киберспортмены получают бесценный опыт, соревнуясь с сильнейшими. Однако может сложиться такая ситуация, когда новички даже не захотят принимать участие в отборочных, понимая, что все равно не смогут противостоять опытным киберспортсменам.

Сейчас есть два основных пути, по которым можно ступить на нелегкий, но такой желанный путь профессионального киберспортсмена. Первый — стабильно показывать высокий уровень игры, подняться в топ ладдера, мачмейкинга либо другого рейтинга своей дисциплины и ждать, когда тебя заметят, а затем пригласят в сформировавшуюся команду. Да, тут есть определенная доля удачи, но как известно, везет сильнейшим.

Второй вариант — перестать надеяться на волю случая и все взять все в свои руки. Собрать команду, наработать стратегии и заявить о себе на турнирах. Сейчас практически у каждого ивента есть открытые квалификации и при должном уровне игры принять участие в турнире может практически любой желающий.

Если посмотреть на самых именитых белорусских киберспортсменов, то они вышли на международную арену пойдя по одному из этих путей, лишь изредка заглядывая на локальные турниры. Так что же получается, вся деятельность по развитию киберспорта в стране бессмысленна? Совсем нет. Но, как мне кажется, многочисленные турниры и созданная экосистема не являются своеобразным инкубатором будущих профессиональных игроков. БФК, БАКС и даже GEF через свои ивенты показывают населению, далекому от киберспорта, что это крутое занятие, что при должном старании здесь можно заработать, что тут не только дети и подростки, но и серьезные дядьки, а также крупные спонсорские компании.

С функцией придания компьютерным соревнованиям массового характера и вовлечения населения эти организации справляются отлично, а вот с развитием киберспорта — нет. Но это не их вина, ведь совершенствоваться и становиться лучше — это дело сугубо индивидуальное и, пока ты сам не захочешь, никакая федерация тебе не поможет.