Так уж сложилось, что киберспортивные турниры в Беларуси проводят организации, список которых не особо меняется из года в год. И вот внезапно нынешним летом на арену вышел новый боец – общественное объединение “Е-спортс гейминг”. Да еще как вышел! Команда запустила турнир IRON WAR с призовым фондом в $32 тыс.

Мы пообщались с председателем “ЕСГ” Артемом Козырем,  действующим спортсменом и трехкратным чемпионом мира и победителем II Европейских игр по гребле на байдарках и каноэ. Поговорили с молодым руководителем о турнире, а также узнали, получит ли на него инвайт Nemiga и кто спонсирует ивент.

О турнире

— Как получилось, что многократный чемпион и победитель турниров по гребле на байдарке и каноэ, возглавил киберспортивную организацию?

Большую часть своей 20-летней спортивной карьеры на сборах и между тренировками мы играли в CS:GO, Dota 2 и Quake. Эти игры были как психологическая перезагрузка в период подготовки: чем больше играли, тем лучше получалось. Но на первом месте стояла гребля, так что это не переросло в нечто большее. Но так возникла идея прийти в киберспорт, который сегодня развивается очень стремительно. А поскольку в гребле достиг достаточно высоких результатов, хочу добиться их тут, хоть и не в качестве игрока.киберспорт

— Вы фактически только появились и сразу объявили турнир. Почему все так быстро?

Не вижу смысла тянуть с этим. Насколько быстро идея войти в киберспорт возникала, так приходили и мысли, что надо сразу организовывать турнир, а не откладывать это в долгий ящик. Поэтому параллельно делаем ивент и занимаемся регистрацией нашего объединения.

— Кто-то консультирует вас?

Проводить соревнования помогает Белорусская Федерация киберспорта. У нее есть имя и репутация в нашей стране. Команда БФК способствует в решении многих вопросов. По сути, они содействуют нам в развитии, а наш турнир способствует их цели продвигать это направление.

С кого брали пример в организации соревнования?

Да в принципе ни с кого. Просто выбрали довольно распространенный формат. К слову, возвращаясь к вопросу “почему так быстро”, сейчас очень удобное время для проведения турнира. Вот только недавно завершился StarLadder CIS RMR 2021, а как раз по окончанию нашего ивента должен стартовать The International. В этом “окне” можно привлечь внимание к себе. И аудиторию.

— Кто занимается проведением и организацией?  

Это все делаю я и моя команда, которая постоянно расширяется. В нее входят IT-специалисты. Они курируют непосредственно сайт, занимаются вопросами рекламы и продвижения как турнира, так и нашей странички.

О трансляциях

— Вы организовываете трансляции. Кто ими занимается?

Белорусская федерация киберспорта. Они максимально помогают нам в этом вопросе.

— Отборочные комментируют не самые известные медиалица в киберспорте. Почему остановили свой выбор на них?

Пока идут квалификации, будут такие кастеры. На основную часть турнира хотим привлечь более “звездный” состав комментаторов. С подбором людей на эту позицию также помогала БФК.

киберспорт

О дисциплинах

— IRON WAR — это будет какая-то серия турниров или разовый проект?

Планируем не ограничиваться одним ивентом. Хотим проводить их на постоянной основе. Это все нужно для того, чтобы дать ребятам цель и возможность развиваться в сторону профессиональной сцены. Некоторым из них ведь сложно пробиться на топовые турниры с большим призовым фондом, а мы как раз предоставляем такой шанс. У нас нет каких-то ограничений при регистрации. Хотим, чтобы наши молодые CS-еры смогли поиграть с сильными коллективами, почувствовать уровень, где-то посостязаться. Формат этому способствует. В перспективе думаем о создании высшей лиги в Беларуси и проведении чемпионатов СНГ и мира по киберспорту.

— Почему остановили свой выбор именно на CS:GO?

Это та дисциплина, которая мне ближе всего. Поэтому и решили с нее начать. В дальнейшем пул игр будет расширен.

— Сейчас мобильные турниры набирают популярность. Будете ли обращать внимание на них?

В перспективе. Будем это прорабатывать. Этот турнир по CS:GO — пробный. Конечно, планы и на мобильные, и на компьютерные дисциплины. Но на это нужно время.

— Подведите промежуточный итог первых отборочных. В них участвовало 40 команд. Ожидали такого наплыва?

До старта даже не знали, сколько коллективов подаст заявки. И такое количество участников нас порадовало. На первой трансляции мы собрали около 100 тыс. просмотров. С учетом того, что мы новички, это хороший результат.

Думаю, что следующие квалификации пройдут с большим числом коллективов. Может быть, команды, освободившиеся после StarLadder CIS RMR 2021, тоже подключатся. Плюс, надеюсь, что вырастет заинтересованность вовлеченной аудитории. Это же, как сарафанное радио. Одному понравилось, он рассказал своим друзьям, и они пришли посмотреть.

О инвайтах

— Коллектив 100PingGods получил приглашение в групповую стадию. По какому принципу раздаете инвайты?

Безусловно, хочется пригласить известные коллективы. У них есть своя аудитория, фанаты, которые с удовольствием бы посмотрели матчи. Вообще пытаемся сотрудничать, приглашаем многих. Но одни заняты на других ивентах, другие в отпуск ушли. Работа ведется, с командами общаемся. Звали участвовать звездные составы, известные коллективы. Пока они ответов не дали, но, думаю, в скором времени дождемся информации. Пусть сохранится небольшая интрига до последнего этапа.

— Получит ли инвайт Nemiga?

Такие разговоры ведутся. Думаю, свое приглашение они получат. Вопрос, согласятся ли. Может получиться так, что наш турнир не входит в их календарный план. Но, конечно, не хочется раскрывать все карты прямо сейчас.

— Не получится ли так, что именно приглашенные коллективы заберут призовой фонд, а любительские останутся фактически ни с чем?

Это все же спорт, где побеждает сильнейший. У нас восемь команд, которые и будут бороться за главный приз. Точно так же, как и в любом виде спорта. Меня же тоже никто не приглашал на чемпионаты мира и Олимпийские игры, я добивался этого сам. Так и здесь. Для этого и введены квалификации на этом турнире.

О призовом фонде

— До вашего появления такие крупные призовые были лишь у Белорусской федерации киберспорта. И тут появляетесь вы. Для представителей местного комьюнити вы — темная лошадка. Кто вас спонсирует?

Часть призового фонда — спонсорские средства, часть — лично мои. За свою 20-летнюю карьеру в спорте, как и говорил, достиг многого. Естественно, эти все турниры оплачиваются.

Киберспорт же стремительно развивается по всему миру, а Беларусь в этом отстает. Отсюда и появилось желание заинтересовать белорусское киберсообщество. И если брать в мировом масштабе, то $32 тыс — это достаточно небольшая сумма для турнира. Возможно, получится найти и единомышленников, которые подключатся по ходу и будут помогать.

— В чем выгода для вас с такими затратами на призовые?

О как таковой рентабельности речи еще не идет. Сейчас на первом плане стоит привлечение молодежи к белорусскому киберспорту и заявление о себе. Если получится привлечь спонсоров, инвесторов, единомышленников, то для них разработана партнерская программа. Но с уверенностью скажу, что этот проект не станет турниром-однодневкой.

— Участники борются за деньги и на квалификациях, и в основной стадии. Почему разработали именно такую систему распределения призового фонда?

Мне показалось, что это будет разумный формат. Четыре приглашенных коллектива сыграют в основном этапе с четырьмя победителями квалификаций. Для вторых это будет хорошей мотивацией. Поэтому и запустили отборочные в формате мини-турниров с достаточно небольшим призовым фондом ($3000 — Cyber.Pressball.by). То есть цель этого турнира показать, что можно развиваться.

— Будут ли проходить розыгрыши для зрителей?

Да, мы запланировали подобные активности. Во время прямых трансляций подарим разные скины из игры.

киберспорт

О LAN-ах

Нет ли опасений, что отклика у белорусов не будет?

Сейчас киберспорт развивается довольно быстро и признается официальным видом во многих странах, но пока не в Беларуси. У молодежи часто появляется вопрос: как стать успешным киберспортсменом? По сути, ежегодно появляются новые турниры, увеличивается количество игр и призовых. Молодежь создает команды, участвует в турнирах и оттачивает мастерство в игре. Вот как одна из целей — провести такие соревнования в Беларуси и показать, что наша страна идет в ногу со временем.

— Все киберспортсмены грезят всегда о LAN-формате. Увидим ли мы какую-то часть турнира в офлайне?

Конкретно этот ивент пройдет в онлайне. Но идеи по LAN-соревнованиям есть. Хотелось бы провести что-то подобное на StarLadder 2016 года. Тогда ведь собрали арену. Конечно, в моих мечтах есть организация чего-то такого масштабного с приглашением зарубежных коллективов, за которыми приедут и их фанаты. От этого же выиграет гостиничный, ресторанный и развлекательный бизнес.

StarLadder i-League в Минске. Вспоминаем, как проходил самый крутой киберспортивный ивент в истории Беларуси

Если пофантазировать, то у нас достаточно площадок для таких мероприятий. Те же ледовые арены. Много посадочных мест с огромными экранами. Это, конечно, мечты. Но мечты имеют свойство становиться целями, а те, в свою очередь, реальностью. Поэтому со временем придем к тому, что организуем и такой ивент.

киберспорт

О планах

— Чего ожидаете от турнира и следующих квалификаций?

Желаемый результат… Чтобы все прошло честно, открыто и с успехом для киберспортивной Беларуси.

— Планируете ли вы затрагивать детский киберспорт?

Если брать, например, греблю, то там есть градация по возрасту. В киберспорте есть ограничения только по стартовому порогу. Под это и будем ориентироваться.

В будущем хотелось бы проводить буткемпы, где школьники смогли бы получать какие-то академические знания, физические нагрузки, консультации психологов — то есть все то, что в дальнейшем поможет им стать про-игроками. В голове есть масштабное развитие нашей организации, но ориентироваться будем на реальность.

— Хотелось бы вам подписать коллектив, который бы смог представлять конкретно вашу организацию на чужих турнирах?

Рассматриваем тоже. То есть можно отобрать талантливых ребят и заниматься ими, продвигать.

Если приезжаю на турнир по гребле и завоевываю место, то формируется престиж Беларуси. Так я показываю, что спорт развит в стране. Думаю, с киберспортом также. Но для этого надо проводить работу, о которой говорил раньше.

— Есть менее глобальные ивенты, которые также способствуют развитию киберспорта — мастер-классы, открытые занятия, автограф-сессии.

А почему и такое не проводить? Я тоже в 18-20 лет смотрел на грандов гребли с восторгом, когда приезжал на турниры. Такие мероприятия оказывают очень большой мотивационный фактор.

Но я максималист. Если взялся за проведение турнира, то должен сделать все хорошо и красиво. Поэтому моя основная цель сейчас — это турнир IRON WAR.

***

На сегодня прошла одна квалификация. Ее победителем стала украинская команда ex-Marlian. На эти выходные запланированы вторые отборочные. Сейчас на них открыта регистрация.  Завершится IRON WAR 1 августа.