Сколько лет уже люди говорят о том, что Dota 2 умерла? Пять уж точно. А может и больше. Пластинка настолько заезженная, что мелодия с нее стала фоновым шумом, на который и внимания-то никто не обращает. Мол, народ жалуется, но денежка-то на счет Valve капает. Последний сбор призовых к The International установил очередной рекорд — 40 миллионов долларов. А это лишь малая часть от задоначенного. На бумаге пациент, скорее, жив. Но почему-то сама компания-разработчик делает все для того, чтобы его убить. И пандемийная пора показала, что Valve всем офисом уселась на подушку, которой душат прикованного к постели больного. Отношение компании к своему детищу поражает. 

Удивление от пандемии в ее начале еще можно было понять. Все-таки весь мир был к этому не готов. Не перестроилась на новые рельсы и профессиональная Dota. Целый год Valve никак не интересовалась про-сценой и бросила все на самотек, на откуп турнирных операторов. Ивенты в онлайне организовывались, попадали на них все чаще одни и те же команды, а выигрывала турниры стабильно Team Secret. Одно киберспортивное событие в Dota практически ничем не отличались от другого, наступил бесконечный, почти годичный, “День сурка”. Каким-то чудом его даже умудрилась пережить тир-2 сцена, обделенная вниманием зрителей, турнирных организаторов и спонсоров. Тяжелая пора для всего мира, в том числе и мира Доты, впрочем, не стала такой уж тяжелой для Valve. Рекордные сборы призового фонда для TI 10 явно порадовали компанию.

Король онлайн-Доты Puppey

Правда, радость эта за пределы офисов разработчика не вышла. Чемпионат мира ни в каком виде проводить не стали. Отмечать юбилей без гостей как-то неудобно. Пати перенесли на год. А киберспортивных фанатов и команды осчастливили анонсом DPC-сезона с мейджорами, понятной системой заработка и даже офлайн-турнирами. В теории вся эта красота должна была взбодрить комьюнити и триумфально подвести нас к долгожданному The International. На практике же система оказалась, мягко говоря, не идеальной. А сам анонс вышел настолько спонтанным, что игроки без команд соглашались на предложения любых коллективов, лишь бы получить шанс пробиться на TI. Да и долгожданные LAN-мейджоры разочаровывали. На сингапурский турнир не смогла приехать уйма игроков и даже целые составы, а на киевском половина приехавших уже была не мотивирована добывать заветные DPC-очки. Баллов можно было нахвататься и в регулярном онлайн-сезоне. Впрочем, об этом мы уже говорили раньше.

Кульминацией всего почти двухлетнего сериала под названием Dota и COVID стал очередной перенос The International. Оказалось, что за все время, пока Valve намеревалась триумфально отпраздновать юбилейный чемпионат мира в Швеции, никто в компании банально не поинтересовался у местных властей, а можно ли вообще там проводить турнир в нынешней эпидемиологической ситуации? Оказалось, что нельзя. Причем объявили об этом как раз во время проведения отборочных к турниру. К счастью, добрые власти Румынии согласились принять чемпионат у себя. Правда, в октябре. В итоге мы получили два года без TI. А, как известно, вокруг чемпионата мира и крутится весь киберспорт в Dota 2.

Со Швецией не срослось. Кто же виноват? Пандемия?

И вот на дворе август. Обычно в этот месяц к Доте возвращались даже те, кто забыл свои пароли от Steam. Но традиция была нарушена, причем без веского на то повода. Из-за банальной расхлябанности Valve. И что мы имеем? Почти месяц киберспортивная Dota существует в анабиозе. Кое-какие турниры, конечно, проводятся, но это из разряда “лишь бы было”. По большому счету сильнейшие команды мира могут не заходить в игру три месяца и все равно выступят на чемпионате мира. Но за них-то как раз переживать не стоит. Эти парни разделят 40-миллионный пир и голодными не останутся.

А вот игроки, не пробившиеся на чемпионат мира, сейчас вынуждены искать средства для существования. Организации теряют и разгоняют составы, киберспортсмены бесконечно меняют стаки и конца этому броуновскому движению не видно. Вот сейчас наступит ESL One Fall 2021. Думаете, этот турнир с призовым фондом в $ 400 000 сможет растормошить сонное царство? А вот и нет. Ну поиграют недельку гранды в уже привычной нам пандемийной манере — без мотивации и желания показывать выдающиеся результаты. А потом все вновь затухнет, толком и не разгоревшись.

Маски не спасают Alliance от неудач карантинной Доты

Показателен в этой ситуации и онлайн в Dota 2. Он неумолимо снижается. И августовская цифра в 670+ тысяч игроков почти в два раза меньше пикового показателя 2016-го. И причин для роста количества дотеров нет. Многолетние проблемы с матчмейкингом не решаются, патчи работают скорее как дефибриллятор и заводят сердце игры на короткое время. Молодым талантливым ребятам сейчас просто нет смысла вырываться в киберспортивную Доту. Заработать здесь можно только на довольно высоком уровне. А туда пробиваются единицы. И эти единицы попали в игру в те времена, когда она была горяча.

Парадоксально, но весь киберспортивный бум последнего десятилетия вообще, и для Dota 2 в частности, случился благодаря The International. И сейчас именно этот турнир убивает игру. Система, в которой все крутится вокруг одного ивента, само собой, не может нормально работать, пока этот ивент не проводится. А не проводится он только только из-за нежелания Valve. Очень любопытно будет посмотреть, сколько призовых соберет TI 11. Есть ощущение, что после двух лет полного наплевательства от разработчика геймеры не побегут сломя голову расставаться с кровно заработанными деньгами ради турнира, который и его организаторам-то не очень нужен.

Об отношении Valve к Dota 2. Вместо тысячи слов

Так умерла ли Dota? Нет. Она еще жива. Но рано или поздно непоправимое случится. И тогда люди начнут искать причины. А вскрытие покажет, что болезнь начала прогрессировать в 2020 году. Можно будет даже придумать хайповый тезис, мол, Доту убил COVID. Наверное, так и будут говорить в офисах Valve во время всевозможных совещаний-поминок. А огромный нож в спине убитого с отпечатками Гейба там проигнорируют…