Недавний анонс Retro Cup – турнира, который проводит Белорусская ассоциация компьютерного спорта, – пробудил спящую в недрах наших любителей киберспорта ностальгию. Проснулась она и во мне. StarCraft, WarCraft 3 и Quake 3, безусловно, связаны с моим детством. Но особое место в видеоигровой биографии вашего покорного слуги занимает CS 1.6. Так что именно к этому культовому шутеру меня с истошным криком “Fire in the hole” и подтолкнула, подкравшись внезапно, вспышка ностальгии. Естественно, я вернулся на денек в самую легендарную версию Counter-Strike и готов поделиться впечатлениями. 

Полноценно в 1.6 я не залипал примерно с первых курсов университета, то есть уже с десяток лет. Надежды, что руки вспомнят хоть что-то, было мало. На велосипеде, конечно, кататься не разучишься… Но с Counter-Strike все обстоит немного иначе. Ведь последние лет эдак шесть я регулярно катался на совершенно другом двухколесном транспорте, запуская вечерами CS:GO. Последняя итерация “контры”, может, и кажется нам теперь очень похожей на ту самую игру из детства, но на деле она совершенно другая. И речь, конечно, не о графике и прочих технологичных вещах, очевидно, ушедших далеко вперед. В первую очередь – о механике. CS:GO приучил меня к себе и сделал возвращение в 2004-й мучительно болезненным. Ни о какой мышечной памяти и речи быть не может.

Типичный компьютерный клуб нулевых — место для паломничества!

Да и домашняя обстановка как-то не располагала к погружению в прошлое. Мое нынешнее жилище уж совсем не похоже на деревенский компьютерный клуб, в котором я познавал азы этого шедевра. За спиной теперь не стоит десяток школьников с очень полезными советами и самыми уместными комментариями по поводу и без. Из клавиатуры нельзя вытряхнуть ДНК пацанов всего района. А монитор уж какой-то слишком плоский.

Но на нужный лад быстро настроил бессмертный арт из меню CS 1.6, встретивший меня на входе в игру, словно сосед по парте на вечере встречи выпускников. Брат, как же долго мы не виделись, а ты совсем не изменился. Первое же наведение курсора на один из пунктов меню вызывает звуковые флэшбеки – эти слегка металлические характерные щелчки, их не спутать ни с чем. 

Этих ребят знают все!

Поиск серверов для тестового запуска оказался недолгим. Выбор огромный. В 1.6 все еще активно играют. Если верить статистике Steam, то в среднем десять тысяч человек одновременно. Первая катка, впрочем, превратилась в настроечную. Пришлось хорошенько полазить по опциям, чтобы все подогнать. Ввел даже свой некогда очень актуальный ник “Mama Stiflera”. Но из пучины воспоминаний быстро заставил вынырнуть прицел. После широких возможностей настройки в CS:GO, классический огромный крестик посреди экрана заставил буквально паниковать. Особенно после парочки не самых метких зажимов из M4. Пришлось покопаться в интернете, чтобы укротить прицел, сделав его с помощью консольных команд поменьше и статичным.

С таким прицелом onetap мне только снился

После небольшой разминки с пулянием (в основном кривым) во многочисленных врагов захотелось более вдумчивого игрового опыта. Естественно, никакого соревновательного режима 5 на 5 в 1.6 нет. А сервера здесь делятся на два типа: битком забитые людьми и пустые, на которых о былой жизни напоминают лишь машинные сообщения от администрации, написанные еще, наверное, в середине нулевых. Так что за компетитив модом отправляюсь в интернет. Благо сторонние площадки, позволяющие сыграть “по-киберспортивному” в CS 1.6, есть. Но вот их обитатели…

В общем, первая же соревновательная игра показала, насколько я разучился кататься на том самом велосипеде. Ну, то есть здешние педали-то я крутить умею и классический Dust 2 помню (он, к счастью, изменился не кардинально). Но вот мои соперники… Они с этого старенького велосипеда не слезают уже двадцать лет. Они к нему буквально приросли. Эти парни будто и не выходили из 1.6. Просто в один прекрасный день мама не позвала их кушать и они решили не вставать из-за компьютера НИ-КОГ-ДА! Иначе как объяснить феноменальную игру этих отцов? 

Это для меня проблемой было вспомнить, как тут купить оружие и случайно не нажать цифры для затара из CS:GO. Это я через раунд забывал, что в комплекте с оружием не идут патроны и время от времени оставался пустым после одной обоймы. Это меня едва не укачало от здешней плавающей ходьбы без тормозов. А вот мои соперники просто наслаждались процессом и периодически насмехались над нубом (мной) в чате. 

А что с меня взять? Если я даже в радаре запутался. После удобной мини-карты из CS:GO здешний ее аналог непонятен от слова “совсем”. Я, поиграв полдня, так и не узнал, что на нем вообще можно рассмотреть. Зато понял, что эта топографическая проблема вынудила больше слушать информацию от команды. Ведь без помощи тиммейтов приходилось гадать, где атакуют враги. Не помогал с ориентацией в пространстве и звук. Он, конечно, громкий. Но уж слишком своеобразный. Вычислять врагов на слух в первых матчах оказалось нереально.  

Вот здесь я проводил летние каникулы, но в сочинениях об этом не писал

Будучи многократно униженным, я выбрал самую мудрую тактику – кемперить. Уже подкараулить исподтишка парочку соперников я смогу? Верно? Ну… В общем, засел на точке “B” в “тупике”, слышу шум оппонентов в “темке”, уже начинаю предвкушать успех операции… И тут как получаю очередь из прострелов. Да я ведь совсем забыл, что в 1.6 едва ли не все стены пропускают через себя пули! А вот местные отцы это отлично помнят и активно пользуются, проверяя самые ходовые места. Так что карты в старой “контре” даже при схожем дизайне играются совсем иначе. Да и мелкие отличия на том же Dust 2 заставляли искать совсем другие позиции – те, что используются в CS:GO, либо менее эффективны, либо вообще не существуют. 

С горем пополам моя команда победила в первом матче. А я закончил со KD – 0.5 (сделал десять фрагов при двадцати смертях). Мы, кстати, камбэкнули с 12:2. Оказалось, что за атаку на Dust 2 из 1.6 играть в разы проще. Начало было положено. Душа требовала продолжения банкета. Да и я резонно полагал, что вместе с аппетитом во время еды придет и скилл. Но он не пришел. В следующих матчах соперники оказывались еще более беспощадными. Не помогала втянуться и местная стрельба. После многих лет в CS:GO она в 1.6 не чувствуется совсем, импакта от попаданий будто нет. Сложно даже сказать, задел ли ты очередью врага. Об отличающемся спрее на всех пушках даже говорить нечего. Хоть убей, непонятно, куда нужно целиться, чтобы попадать в голову.

cs_assault — моя любимая карта в 1.6

Со временем местная среда приветливее не становилась. Да, механические скиллы начали приходить к некоему подобию нормы, но не более. Зато в следующих матчах в чате куда чаще стали слышны молодые (прямо очень молодые) голоса. Оказалось, что в 1.6 активно играют школьники. Не школьники из 2007-го, а нынешние. За спинами у них сейчас, конечно, едва ли стоят сверстники с едкими комментариями по поводу и без. А мониторы в комнатах пацанов сто процентов плоские. Единственное, что объединяет этих ребят с нашим поколением – это желание часами пропадать в Counter-Strike, выискивать в прицеле соперников и пытаться посадить на нож замешкавшихся нубов. Меня, к слову, ни разу виртуальным лезвием не угостили. Честно!  

Но дали понять, что вернуть детство очень сложно. По крайней мере, руки за день толком ничего и не вспомнили. Зато глаза наполнились ностальгическими слезами. Думаю, не меньше их будет и 12 декабря, когда в рамках Retro Cup определится лучшая команда по CS 1.6. После всех моих приключений уж на это зрелище я точно хочу посмотреть. Пусть люди с прямыми руками покажут, как надо.

Зарегистрироваться для участия в турнире можно здесь.