Симрейсинг в киберспортивной иерархии находится в довольно интересной позиции. Он куда ближе к классическому спорту и довольно далек от компьютерного. В первую очередь это видно по людям, интересующимися виртуальными гонками. Аудитория у симрейсинга и условной Dota 2 едва ли совпадает. Поэтому особенно занятно было сходить в эти выходные в столичную Meta Arena, чтобы понаблюдать за турниром Road to FIA Digital по Gran Turismo Sport. Этот ивент явно выделялся в череде других киберспортивных событий в нашей стране.

Финальный заезд собрал на арене четырех лучших пилотов Беларуси. По крайней мере, об этом говорят результаты отборочных этапов. Для парней на главной сцене установили по комплекту рулей с педалями, экранов и кресел. Впрочем, ко времени начала заезда заняты были лишь три места. Последний участник припозднился на несколько минут и вынужден был врываться на бал прямиком с корабля. Но Артему Манише это не помешало в итоге уверенно выиграть заезд. Этот 17-летний парень считался фаворитом турнира и самым достойным представителем симрейсинга Беларуси. Все девятнадцать кругов Артем прошел сверхпрофессионально и максимально уверенно. Он заполучил преимущество уже на старте и не отдавал его на протяжении всей гонки без лишнего риска и волнения.

Зато его преследователи явно волновались. Кто-то “раскручивался” и вылетал с намеченной траектории. А кто-то вообще забыл заправиться и вынужден был докатывать дистанцию черепашьим шагом. В итоге, участники распределились по местам в финальном протоколе вот так:

  1. Артем Маниша 
  2. Кирилл Пилецкий 
  3. Марк Науменко 
  4. Алексей Гинтовт

Беда лишь в том, что главный приз — поездку на международный турнир Fia Motorsport Games во Франции чемпион получить не сможет. Ивент просто-напросто отменили. Но для виртуальных гонщиков его обещают организовать в другом формате. Скорее всего — онлайн. Артему предложили при таком раскладе откатать гонку на Meta Arena при технической поддержке БФК.

К слову, о поддержке. Сам победитель в послематчевом интервью рассказал, что его отец всецело поощряет увлечение сына симрейсингом. Более того, папа Артема приехал вместе с сыном из Гомеля в Минск на несколько дней. Поддержка родителей для молодых пилотов очень важна. Все же без не самого дешевого оборудования и игровой консоли в движение не влиться.

— Огромное спасибо отцу за поддержку. Он мне все это купил. Симрейсинг — мое главное увлечение. Первые полгода, как начал заниматься гонками, тратил на них по два-три часа в день. Сейчас, когда изучил все трассы, достаточно и часа тренировок. Параллельно занимаюсь программированием. На программиста, в общем-то, и учусь.

Сегодня чуть опоздал. Но размяться успел еще дома. Встал пораньше, чтобы накат какой-то был. Да и к местному оборудованию я уже привык за последние дни. Так что проблем не было. На старте немного волновался, но потом увидел отрыв и просто поехал в своем темпе. Да и предыдущие два дня на турнире я выигрывал с огромным преимуществом, — рассказал Артем после завершения финального заезда.

Другие гонщики после финиша поздравили победителя и начали по горячим следам обсуждать гонку. Было видно, что парни — члены одного дружного комьюнити и хорошо знакомы. Как сказали бы в одной небезызвестной киновселенной из мира гонок, они — семья. Ребятам нужно держаться вместе, чтобы симрейсинг в нашей стране не угас. А предпосылки для этого есть. Ведь турниров в Беларуси проводится немного, да и желающих в них поучаствовать тоже не всегда хватает. Что неудивительно. Ведь это увлечение требует немалых финансовых вложений. Это тебе не бесплатную Дотку на ноутбуке запустить. По словам представителя Белорусской федерации киберспорта и одного из организаторов турнира Никиты Костюченко, для того, чтобы собрать полноценное хорошее гоночное место, нужно порядка трех тысяч долларов.

— С виртуальными гонками в Беларуси все очень плохо. Благодаря таким турнирам от FIA мы пытаемся хоть как-то выкарабкаться. Собрать… Или даже создать новое комьюнити. Аналогичный ивент проходил в последний раз в 2019 году. Тогда где-то около ста человек пришло на белорусский национальный отбор. А победитель отправился в Италию. Это такой главный успех для белорусского симрейсинга. Даже несмотря на то, что наша команда выступила не очень хорошо. В 2020-м был перерыв из-за пандемии, и вот сейчас мы вернулись. Сначала планировали в онлайне проводить турнир. Но участников, несмотря на все наши попытки прорекламироваться, было совсем немного. Так что решили проводить отборочные офлайн, на нашем оборудовании. В таком формате откликнулось гораздо больше людей, — рассказал Никита.

У парней есть свои чаты и группы, где они общаются. Но и там людей немного. Хотя, казалось бы, что игры, машины и гонки в Беларуси любят. А симрейсинг находится на идеальном пересечении этих интересов. Профессиональные автогонщики с мировым именем следят за виртуальными заездами, причем даже участвуют в них. Молодые пилоты “Формулы-1”, к примеру, в пандемию организовывали онлайн-заезды. Бывают и случаи, когда из симрейсинга люди попадают в большой автоспорт. Но все это пока в меньшей степени касается нашей страны.

Виртуальным гонкам и гонщикам в Беларуси явно нужно больше турниров и гораздо больше раскрутки. Чтобы энтузиасты и таланты, вроде Артема, выигравшего в субботу, не теряли мотивацию и имели перспективы для развития. Пока у нас симрейсинг находится на уровне развлечения для тех, кому не жалко времени и денег. А в качестве выхлопа — только эмоции и общение с единомышленниками. Этого, конечно, явно недостаточно для формирования полноценных соревнований. Но эмоционально заряженное комьюнити может стать фундаментом, на котором будет построена инфраструктура. Вот только станет ли кто-то заниматься ее строительством? И найдут ли ивенты своего зрителя?

Нынешний турнир по Gran Turismo, к примеру, показывали на главном экране Meta Arena. Народ, конечно, посматривал в его сторону, но эмоции у зевак-дотеров вызвал разве что вылет с трассы одного из пилотов. То ли заезд получился не слишком зрелищным, то ли публика не та, но симрейсинг — это такая вещь с неопределенным местом на границе киберспорта и автогонок.

Фото — Белорусская Федерация киберспорта