Лет пять назад сложно было представить, что киберспорт крепко встанет не ноги. Сегодня призовые турниров по CS:GO, Dota 2, League of Legends в десятки и сотни раз превышают награды на традиционных соревнованиях. Беларусь в списке киберспортивных стран занимает далеко не последнее место. В 2020-м наша страна остановилась на 41 месте. О киберспорте в стране и мире, изменениях в пандемию и роли “кастеров” на матчах журналу “Спортtime” рассказал белорусский комментатор студии Maincast Константин Leniniw Сивко, который работает на матчах CS:GO.

О СЕБЕ

– Как киберспортивная дисциплина Counter-Strike появилась в твоей жизни?

– Это было, когда я учился в Железнодорожном лицее. Мой друг играл в CS 1.6 и как-то показал мне “контру”. Тогда версия 1.6 уже была далека от пика популярности, но турниры по ней еще проводились. Начал смотреть матчи и удивился, что их еще комментируют довольно сильные специалисты. Впечатлило, что такой высокий уровень может быть в компьютерных играх. Тогда попробовал покомметировать матчи своих друзей.

– В какой-то момент тебя пригласили работать “кастером” в столицу.

– Уже были готовы документы на работу электриком на вагонном участке. Тут звонят из Минска и делают фантастическое предложение. Мне пообещали неплохую зарплату и съемную квартиру. Это был мой шанс, и я им воспользовался.

– Через пару лет ты снова переезжаешь. На этот раз в Киев.

На тот момент уже жил в Вильнюсе, куда переехала студия. Мне там не нравилось. К тому же компания меняла формат работы с целью уйти в “телек”. Игровая площадка Starladder наоборот расширялась. Решение принял быстро. Сейчас комментирую матчи в украинской студии Maincast. Они меня арендуют у Starladder, где нахожусь на контракте.

В нашей стране подобной студии нет. Нужна ли она здесь?

Здесь играет очень много людей. Видел статистику, что у каждого пятого или шестого жителя Беларуси есть аккаунт в онлайн-сервисе Steam. У Беларуси бездонный киберспортивный потенциал, который пока еще не раскрыт. Это стало понятно, когда Starladder провел первый киберспортивный турнир. Но, чтобы было развитие, сначала должно измениться отношений властей к этому. В 2016-м людей выгоняли с “Минск-Арены” после 22:00 и матчи доигрывались при пустых трибунах. Как только эти вопросы решатся, для киберспорта будут послабления, а власти начнут проявлять заинтересованность, тогда это движение взлетит до небес. Тем не менее прогресс есть. В декабре меня пригласили провести мастер-класс в школе комментаторов от Voka Gaming. Был очень удивлен, что этой организацией занимается компания А1. То есть люди настолько заинтересованы, что на некоммерческой основе развивают киберспорт. Наличие такой инициативы вселяет масштабный оптимизм.

О БЕЛАРУСИ

Что нужно для развития киберспорта в нашей стране?

Турнирные организаторы, которых могли бы привлекать компании, заинтересованные в этом направлении. Например, тот же Starladder. К сожалению, в условиях пандемии возникают сложности с проведением соревнований. Сейчас нужна поддержка властей. Необходимо пробить эту стену, чтобы пришло понимание: “будущее за киберспортом” уже наступило. Перспективный потолок этого направления — где-то на уровне космоса. Еще нужно помогать организациям, как Nemiga Gaming, которые собирают белорусские команды из местных. Развитие компьютерных клубов будет не лишним. Складывается впечатление, что их эпоха ушла. Но они, наоборот, набирают обороты, когда клубы открывают чемпионы Counter-Strike вроде Даниила Zeus Тесленко. Благодаря им формируется LAN-культура, иначе говоря, культура игры офлайн. Такие арены должны быть в каждом областном центре. Не хватает и таких инициатив, как школа комментаторов от Voka. Ребята бесплатно учатся, а организация готовит резерв “кастеров”.

Чего, на твой взгляд, не хватает для успеха организации Nemiga Gaming?

Клубов с таким уровнем в СНГ много. Возможно, им стоило бы привлечь тренера, например Сергея LMBT Бежанова, который работал с российской командой forze и за три года вывел ее в плей-офф Regional Major Rankings (RMR). То есть нужен кадр, который смог бы прийти, сказать, чего не хватает, и задать вектор развития. С позиции комментатора могу сказать, что они стабильно работают над своей игрой, за последние 1,5 года виден прогресс. У них появилась уверенность.

–  На каком уровне находится Беларусь среди странг СНГ?

Украина сейчас первая киберспортивная страна в СНГ. Потом идет Россия. У них есть организации, деньги и спонсоры. На третьем месте — Казахстан. Он не может конкурировать с европейцами, но при этом там есть организации, клубы, арены и все условия для развития киберспорта. А Беларусь на 4-м месте.

О МИРЕ

Насколько изменился рейтинг мировых лидеров?

В Германии появился Berlin International Gaming (BIG). Раньше были средненькой командой. До 2020-го они завоевали ноль трофеев. Но в прошлом году выиграли DreamHack Open Leipzig 2020. На время стали топ-1 коллективом, потом опустились ниже, но сейчас стабильно держат планку в топ-10. Они, кстати, первая команда в истории CS:GO, которая выиграла финальный матч со счетом 3:2, проигрывая 0:2. Это вдохновляющая история. За последние три года еще Казахстан очень поднялся. Бразильцы, датчане как были в топе, так и остались.

Для белорусов пример Германии может стать реальностью?

– У Nemiga была похожая ситуация. Она заняла второе место на Intel Extreme Masters New York 2020. То есть стала финалистами на турнире от разработчиков игры. Такой взлет, как у немцев, спрогнозировать очень тяжело, но это возможно.

Как изменился CS:GO за последние пять лет?

– “Контр-страйк” стал более умным. Особенно это касается полупрофессионалов. Периодически работаю на их матчах, и мне интересно за ними смотреть. Чуваки потеют, стараются. У них есть серьезные тактики. Пару лет назад на это без слез было трудно взглянуть, а сейчас люди поумнели и чувствуют дисциплину. Сам CS практически не меняется, чего не скажешь о восприятии игры.

В 2020-м появилась новая дисциплина Valorant от Riot Games, которая очень схожа с CS:GO от Valve. Такая конкуренция повлияла на развитие контры”?

Когда проводили турнир по Valorant, Valve выпустила обновление для CS. Такого не было долгое время. Значит, разработчики начали двигаться в условиях конкуренции. Об угрозе со стороны игры от Riot Games говорить пока рано, хотя в США пиковый онлайн составил 300 тысяч зрителей. Там игроки массово переходят в “Валорант” из “Контр-страйка”. Но в СНГ пиковое значение трансляций не вошло даже в топ-8. Трехдневный турнир с хорошим призовым фондом смотрело около 7,5 тысячи. СНГ — более консервативный регион, поэтому пока Valorant не сильно популярен. “Тайтл” займет свою нишу, но CS не убьет в ближайшие пять лет точно.

В СНГ игроки часто сталкиваются с тем, что киберспорт — это несерьезно.

Многие талантливые люди могут не реализовать себя. Одно неосторожное слово от родителей — и вот уже белорусского S1mple (Украинец Александр Костылев, сильнейший игрок мира по CS. — СТ.) нет. Но, будем честны, как и в традиционном спорте, здесь десятки-сотни тысяч остаются за бортом. Это риск, с которым можно столкнуться, и надо быть к этому готовым. Однако спорт в традиционном смысле — соревнование физических умений, в то время как киберспорт — это своего рода шахматы. Интеллектуальные игры сложные в психологическом плане, там нужно держать себя в руках и верить в победу до последнего. Люди, которые добиваются высот, работают над этим годами. Шахматы признаны спортом не просто так, и киберспорт ничем не отличается.

Насколько развит женский CS?

Женский киберспорт — это отдельный феномен и вид развлечений. Конкурировать с мужчинами дамам пока сложно, но такая возможность есть. Вот совсем недавно женский коллектив XSET получил слот на DreamHack. Дважды комментировал их матчи, но они не берут больше 7 раундов на карте. Главное — возможности играть на равных есть. В США есть команда, в которой четыре пацана и очень сильная девчонка. Еще интересную мысль услышал от Сергея Бежанова: в экстренной ситуации мужчина принимает решение на интуитивном уровне, а женщина анализирует и обдумывает варианты. Это в конечном итоге более правильно, но требует времени. В киберспорте многое нужно делать на интуитивном уровне.

Среди комментаторов и аналитиков CS:GO, где как раз нужен анализ, девушек нет вообще.

Мне кажется, что не совсем подходит тембр и голос. Людям, насколько я могу судить, приятнее слышать низкие голоса, нежели высокие. Но в Dota 2 тоже не было девушек раньше. А сейчас две, и одна из них даже победила в зрительском голосовании как лучший комментатор с отрывом в 10% голосов.


О ПАНДЕМИИ

Как пандемия повлияла на киберспорт, кроме отмены офлайн-турниров?

С появлением коронавируса рынок ставок просел на 80%, оставшиеся 20 — это киберспорт. Очень выросли просмотры. Сейчас они держатся на хорошем уровне (По данным steamcharts, в марте зафиксирована 671 тысяча просмотров, а в апреле 857 тысяч. На протяжении 10 месяцев цифры не опускались ниже 600 тысяч. – СТ.). Финальный матч между G2 и Natus Vincere на последнем LAN-турнире, который проходил в Катовице, самый просматриваемый. Плюс люди больше проводят времени дома и, соответственно, больше играют. К сожалению, стало меньше спонсорских денег, потому что так они продавали свои услуги и товары, а сейчас в этом меньше необходимости. Предполагаю, главный удар по экономике и киберспорту в частности будет в 2021-м и изменения нас только ждут. Возможно, станет меньше игроков и призовых денег, продолжится отмена LAN-турниров, могут закрыться многие киберспортивные организации. В США это начинается уже сейчас, потому что они не могут обеспечить финансовые обязательства. Единственное — просмотры останутся на том же уровне.

Для комментаторов это что-то меняет?

Работа на большую аудиторию повышает узнаваемость и популярность. Это дает бездонный потенциал для развития. Другое дело, что “медийкой” нужно уметь пользоваться. И это не про меня. Я не веду активно социальные сети, не привлекаю внимание к своей персоне. Мне нравится именно комментировать. То есть сам процесс, когда ты в своей манере повествуешь о том, что происходит на экране. Если после этого собираю положительный фидбэк от зрителей и они не раздражены, получили удовольствие от просмотра матчей, это главная награда.

В чем разница для комментаторов в работе на онлайн и офлайн-турнирах?

LAN-турнир — это очень большой накал, огромная ответственность, особенно если это стадион как “Минск-Арена”. Это энергетика людей, которые реагируют на события, происходящие на экране, и на то, как ты интонационно это преподносишь. Все проходит через тебя. Чувствуешь это и начинаешь загораться. Это как мистическое откровение с большим стрессом. После важного LAN-турнира нет сил сказать даже пары слов, потому что полностью отдался работе. В онлайне ты находишься в своей зоне комфорта, эмоциональный накал меньше. Приезжаешь в студию, комментируешь. Ничего особо не меняется, кроме цифр. Это проще, но не так захватывающе.

 О КОММЕНТАТОРАХ

Насколько тяжело работать в паре?

К работе в тандеме нужно приспосабливаться. В начале своей деятельности комментатор работает самостоятельно и привыкает к этому. В студии нужно “делегировать” полномочия и делить все на два. Где-то надо помолчать и свое эго заткнуть, где-то выбираешь более интересные комментарии и даешь сокастеру возможность высказаться. Важно, чтобы было уважение. Иначе вы будете просто душить друг друга в эфире. В такие моменты появляются мысли, что твое слово важнее, что тебя должно быть больше, что делаешь все лучше сокастера. Поэтому нужно настраивать связь вне работы и общаться. Важно сразу говорить в глаза все, что не нравится. Для зрителя наличие двух человек в эфире несоизмеримо лучшего одного.

С кем тебе нравится работать?

С Тауфиком Tafa Хидри. Хотя первые пару лет мне не очень нравилось с ним. Потом узнал его лучше и отношение изменилось. Он очень опытный мужик со стажем больше 15 лет. То есть мне было 10-11 лет, у меня не было компьютера, а он уже комментировал CS. Очень грамотный специалист. Может тебя элегантно по-отцовски поправить в эфире. Хороший и человек, и профессионал. Еще с Федором Kvan Захаровым нравится работать. Он очень жизнерадостный. У него хорошее чувство юмора и отсутствует разросшееся эго, вопреки его огромному опыту. На трансляциях заряжает жизнелюбием. В последнее время нравится работать с Арсением ceh9 Триноженко. Он хочет, чтобы его было много в игре, но при этом комментирует очень грамотно. Вот эта тройка — мои любимые сокастеры.

Какие-нибудь истории, случившиеся во время работы, запомнились особенно?

Когда только перешел в Starladder, работал на “Минск-Арене”. На тот момент в людях видел угрозу. И вот познакомился с Федей Захаровым. Сидим с ним в столовой. Взял себе два кекса. Говорю: “Kvan, не хочешь?” Он встал и без задних мыслей пошел за кексом. Наверно, подумал, что я ему приказал принести себе кекс, а не взять у меня (смеется). В тот момент понял, насколько люди готовы тебе помочь и что Федя — золотой человек.

Чего бы пожелал нашим читателям?

– Не изменять себе, оставаться хорошими людьми, идти своим путем и верить в себя. А еще удачи, она в жизни невероятно важна.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии